Orient Tracking

ТАВАКСАЙ - ПРОЩАНИЕ С ЗИМОЙ

Участники: Петрович, Марина, joeandex

Купол мечети в Таваксае
Только на второй день мы поняли, что наступает потепление. Долгожданное в городе, как, впрочем, и для нас, любящих путешествовать по горным районам. Потепление в январе, февральские холода, начало марта под знаком минус - все это происходило с начала года и по-своему влияло не только на природные компоненты, но и на всеобщее настроение. Мы уже все настроились на цветущую весну, но она оказалась немного отодвинутой от обычного графика. Поднимаясь в первый день вдоль Таваксая, мы видели устойчивый снег уже после верхнего поселка. А на обратном пути, на следующий день, в этих местах от снега мало что уже осталось. А всего неделю назад сплошные снежные просторы и устойчивый морозец навели нас на мысль посетить Таваксайские водопады, дабы запечатлеть так называемый ледопад на самом главном и красивом из них.

Еще в январе во многих районах Западного Тянь-Шаня можно было встретить первые признаки весны – шафраны (бойчечак) и леонтицы (Gymnospermium albertii), появляющиеся прямо из-под снега. Но февральские снегопады засыпали преждевременно появившиеся цветы. И только теперь, в начале марта, эти первоцветы вновь стали предъявлять свои права уходящей зиме. Судя по прогнозам погоды, нас ожидало теперь только потепление, и в среднем ярусе гор, скорее всего, уже не будет выпадать снег. В связи со всеми этими фактами и предположениями, мы и заключили, что в эти дни мы являемся свидетелями ухода зимы и наступления весны.

Сельский житель
Верхняя часть поселка Таваксай тянется на пару километров вдоль одноименного сая небольшой полоской. Это верхнее поселение более походит на типичные горные поселения, нежели основной поселок Таваксай, что находится ниже и примыкает к автомобильной дороге, на противоположной стороне которой находится другое поселение – Паргос. Здесь же, в верхнем Таваксае, домики с большими огородами отличаются прежде всего внутренними просторами, в которых нет плотной засадки деревьев, свойственной культуре земледельцев. Сами дома стоят друг от друга на отдаленном расстоянии, и это объясняется, скорее всего, своеобразным казахским бытом, предполагающим использование широких пространств для нужд семьи. Местные жители были заняты своими хлопотами, а некоторые из них проезжали на автомобилях вниз, видимо по делам, направляясь к более оживленным населенным пунктам.

По выходу из поселка справа виднеется огороженное местечко Авлия (Авлиё) – место поклонения и молитв. такие места поклонения в Узбекистане можно встретить почти возле каждого кишлака. Они находятся в местах, где наблюдаются необычные природные явления: причудливые скалы или камни, родники, водопад, пещера, вековые деревья, озера и прочее. иногда такие места поклонения связаны с захоронением святых и праведников. Это же место называется «Окбулок авлиё», что значит «Святой белый родник». Небольшая территория этого Авлиё засажена деревьями, и к нему ведет небольшой деревянный мостик, перекинутый через Таваксай. Возле родника Окбулок находится неказистый домик с небольшим айваном, где приходящие сюда люди совершают молитву. А за домиком протекает и сам родник Акбулак с чистой водой, окруженный молодыми деревцами.

Верблюдка - Дастарказы
Продвигаясь дальше вдоль левобережья по широкой каменистой дороге, мы постепенно приблизились к первым небольшим водопадикам, которые были видны на левом притоке Таваксая. Этот приток в летнее время, скорее всего, пересыхает. Перейдя его, мы вышли на большую наклонную щебенистую поляну, местами покрытую снегом. На этом склоне уже повсюду виднелись первые ростки симпатичных эремурусов. А гора «Верблюдка» (1181 м), прозванная туристами за своеобразный свой вид, напоминающий горб верблюда, отчетливо просматривалась здесь в профиль. Местное ее название, судя по старой карте, – «Дастарказы», что можно перевести как «Стол с кониной» - странное название. Хотя мне кажется, а может быть, хочется перевести это как «Стол с травой для лошадей». Хотя настоящий стол, а вернее огромный почти кубовидной формы камень, повстречался нам на пути чуть дальше. Высота этого камня более 3-х метров. Обычно наши друзья здесь делают обеденный привал. Не нарушили традицию и мы, подкрепившись припасенными продуктами.

Продолжили мы свой путь после обеденного перерыва, все также - вдоль основного русла Таваксая. Деревьев здесь было мало, хотя встречались и отдельные экземпляры. Изредка попадались цветки шафранов алатавских (Crocus Alatavicus) и одуванчиков. На большой «развилке», в районе заброшенного чабанского домика, шафранов было уже заметно больше. Попадались здесь также и желтые леонтицы.

Розовый шафран?
Мы приближались к большому каньону с самым большим и красивым водопадом в этих местах. Снега становилось все больше, и вскоре нам уже приходилось протаптывать себе тропу среди сугробов. Верблюдка осталась позади, а впереди уже просматривался водопад. Внизу каньона среди камней и деревьев промелькнула лиса – мы здорово испугали ее. Позже, спустившись вниз к саю, я еще раз спугнул лису, эту же, по всей видимости. А рядом с ней вспорхнула в воздух стайка кекликов – горных куропаток, их я тоже потревожил своим присутствием. Не став дальше беспокоить здешних обитателей, я вернулся обратно к верхней точке водопада, где меня уже заждались.

Вечерело. Нужно было искать пристанище для ночевки. Петрович предложил известную и удобную полянку, где обычно останавливаются туристы на ночлег. Путь до нее составил немногим более получаса. Эта поляна удобна тем, что окружена деревьями, которые защищают от ветра в стужу и от жары в зной. Метрах в двадцати бьет небольшой родник с чистейшей водой. Что еще нужно для комфортного отдыха после дневного похода? Полянку, засыпанную снегом, мы плотно утрамбовали, поставили палатки, развели огонь, приготовили ужин, и уже в свете ночных звезд вели разговоры на различные темы. Вниз по саю просматривался силуэт пирамидальной горы. Тем временем наш разговор зашел о горе в районе Мингубалака под названием «Иришка» (2300 м), которой такое название дал известный в наших кругах Николай Иванович – корифей горного туризма. Назвал ее он так, поговаривают, в честь маленькой девчонки, совершившей с ним восхождение на нее. И тут же Петрович решил назвать гору, на которую мы смотрели в свете ночного костра и звезд, горой «Маришка», в честь нашей Марины. Гора эта, если я правильно ее нашел на карте, отмечена как гора с отметкой в 1308,9 метров над у.м.

Утром я поднялся на правый склон, чтобы рассмотреть как следует окружающие просторы. И увидел, что гора «Маришка» состоит из двух горбиков. Причем задний, тот который чуть ниже – напоминает опять все тот же горб верблюда, ну а сама «Маришка» представляет собой настоящую пирамиду с остроконечной вершиной. Оглядев окружающие просторы, можно увидеть еще несколько таких «горбиков» и «пирамидок», например, соседнюю пирамидальную гору «Сарытепа» (1717 м). Не знаю точно, но возможно, что это все бывшие вулканы, которые потухли очень давно. Хорошо известен потухший вулкан Сюрената, что находится в отрогах Чаткальского хребта и тоже представляет собой пирамидальную вершину. Из этого я заключил, что ,возможно, многие вершины в районе Таваксая тоже являются потухшими вулканами. Но лучше, конечно, проконсультироваться по этому поводу с геологами. Чуть позже, когда мы шли назад, я нашел необычный камень шарообразной формы, размерами чуть меньше куриного яйца. Камень этот был покрыт тонкой коркой магниевого или, точнее сказать, светло-свекольного цвета. И я предположил, что это и есть так называемая «бомбочка», которые встречаются у потухшего вулкана Сюрената. А рядом был найден также расколотый камень, напоминавший оникс, с прожилками такого же цвета.

Позже мне удалось узнать, что отчетливо проявляющиеся в ущелье Таваксая пласты, которые и образуют каньоны с водопадами, есть не что иное как свита известняков Мезозойской эры. В этих местах происходили активные горообразовательные процессы. В результате смятия известняков образовалось и русло Таваксая. Стоит еще упомянуть, что именно здесь, в горах Каржантау, на некоторой глубине проходит разлом пластов земной коры, откуда и начинаются все ташкентские землетрясения. Что касается верхних пластов, которые придают окружающим пейзажам своеобразность и неповторимость, выделяя эти горы среди других гор в Западном Тянь-Шане, то эта же свита известняков прослеживается далее на востоке - в соседнем русле Шурабсая.

Петрович
Чуть выше места нашей ночевки, в двух километрах к северу от нее природа образовала еще одно чудо здешних мест – большой ступенчатый водопад, который находится на стыке двух притоков, опоясывающих гору Сарытепа (1717,4 м). Пока я фотографировал этот водопад, высоко в небе пронеслась красивая стайка – по-видимому, сизых голубей. Мы же взяли курс на соседний левобережный приток Таваксая. Нам пришлось подниматься и спускаться несколько раз, преодолевая небольшие водоразделы ручьев. Здесь все так же прослеживалась свита известняков – пластов, опоясывающих чуть ли не все притоки и составляющие Таваксая. Постепенно мы вышли на хорошую тропу и спустились к глиняному домику, что находился у слиянии двух ручьев. Причем правый ручей оканчивался небольшими ступенчатыми порогами, где вода, мягко разливаясь в русле, создавала плавные линии. Ну а возле самого домика можно было видеть несколько первоцветов, окруженных небольшими лужайками снега – шафранов алатавских (Crocus Alatavicus) и более редких здесь леонтиц.

После слияния мы вышли на большую тропу, где уже кто-то с утра протоптал следы по снегу. Вскоре обнаружились их «авторы». В нескольких сотнях метров от нас на большой наклонной поляне мы заметили двух всадников на осликах, а также женщин и детей. Они были заняты сборами весенних даров гор. Скорее всего, их жертвами были молодые ростки эремурусов, хотя я не уверен в этом. Когда местные жители используют их для собственных нужд, то я думаю, влияние на флору не столь ощутимо. Но когда под видом того, что нужно прокормить семью, люди собирают дары гор на продажу в больших количествах, то урон природе наносится огромный. Эремурус, к примеру, занесен в «Красную Книгу Узбекистана», и является особо охраняемым видом. Непоправимый урон также наносит массовый сбор различных видов тюльпанов (лола) и крокусов (бойчечак) забавы ради.

Чабан
По правую руку приближалась Верблюдка. Мы же шли по широкой тропе вдоль левобережья Таваксая. Эта тропа проложена в сотне метров над руслом реки, в обход небольших левобережных притоков. В районе большого кубического камня, где так любят отдыхать наши туристы, мы встретили чабанов с отарой овец. Среди двух-трех молодых погонщиков был и более опытный чабан, восседавший на большом светлом камне, присматривающий за своим стадом. Мы же устроились на обед чуть ниже, укрывшись от ветра в одной из небольших пустынно-каменистых ложбин. Ну а дальше путь до поселка Таваксай пролетел уже на одном дыхании.

Горы Таваксая, особенно в нижней и средней его части, пустынны. Человек уже давно внес свою лепту в обеднение горных ландшафтов. И здесь, в Таваксае, почему-то это особенно заметно. А в соседних Шурабсае и Акташсае такой картины не наблюдается. Хотя многие ли сейчас знают, что облесение когда-то голых склонов Акташсая началось еще в конце 19 века.

За время этого путешествия мы заметили одну особенность. Днем ранее, когда мы были еще на подступах к каньонному водопаду Таваксая, чувствовалось еще присутствие зимы. Но вот теперь уже ощущалось дыхание весны: снег быстро таял, установилась теплая температура, мы повстречали ростки первых растений – первоцветов, одуванчиков и эремурусов. Все это навеяло мысль, что мы стали свидетелями прощания с зимой, свидетелями неуклонного наступления весны. Вчера была зима, а сегодня уже весна. И поистине быть в горах в это время – незабываемое радостное ощущение, наполненное ожиданием грядущего весеннего великолепия.

joeandex

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Алдар Косе

Слоистые обнажения

Авлия в Таваксае

Шафран Алатавский

Типичный пейзаж в Таваксае

Небольшой снежок на скалистом склоне

Камень - стол

Отдохнуть возле домика

Crocus Alatavicus

Ступенчатые перекаты на Таваксае

Авицена Аксарсай Акташ Акшуран Аптека Аркутсай Арча Башкызылсай Безопасность Бельдерсай Булаксу Бухара Гулькам Горы Западный Тянь-Шань Заповедники Заратустра Испай Каранкуль Кызылсу Коксу Маршруты Мумие Водоемы Памятники природы Петроглифы Пустыни Путешествия Реки Самарканд Таваксай Ташкент Топонимы Фауна Флора Фотогалерея Фоторепортаж Хива Ходжа Ахрар Ходжикент Чавата Чарвак Чимган Шаш-Илак Экология