Orient Tracking

Таваксай. Трое по дороге поселка
Трое по дороге поселка Таваксай

Таваксай. После уборки урожая
После уборки урожая (Таваксай)

Таваксай. Одиночный домик

ПАРГОС - ТАВАКСАЙ

Дом у дороги. Таваксай
Дом у дороги (Таваксай)
Н ынешняя зима в нашем регионе выдалась на удивленье теплой. И это после того, как предыдущая, была особенно снежной и морозной, редкой для равнинного региона Средней Азии. В декабре и январе 2008-2009 гг. снег в городе своей устойчивостью особо не выделялся, а февраль отличился своей дождливостью и унылостью. Все уже было готово к началу вегетационного периода, и только к концу календарной зимы стали появляться первые признаки наступающей зимы – теплые дни, почки на ветках, готовые вот-вот распуститься, первые небольшие цветочки на освященных склонах предгорий Западного Тянь-Шаня...

Линии. Таваксай
Линии (Таваксай)
В один из таких дней, после долгих спящих и невылазных на природу месяцев, я решил все-таки увидеть ту грань стихий, где в своей борьбе сплелись увядающая зима и набирающая обороты весна. Дойти до границы снега в горах Узбекистана - вот, та задача, что я поставил перед собой. Нужно сказать, что на южных склонах, более освещенных солнцем в зимний период, эта граница, конечно же, находится выше, нежели на северных, более тенистых. И уже сев на пригородную электричку, я думал все-таки (в силу лености после трехмесячного забвения) пойти по более простому пути: доехать до станции Ходжикент, и, сориентировавшись на местности, взять курс на более легкий вариант. Но уже на следующей станции в вагон зашел мой давний друг по горным путешествиям – Виталий Борисович, и мои планы были скорректированы в пользу замыслов Виталия... Он должен был встретиться на станции Паргос с одним человеком, который проживал в поселке Таваксай. Георгий – так его звали, большой любитель альпинизма и туризма, творческий человек. Насколько я понял, – он пишет книгу про альпинизм Узбекистана, поэтому встреча с ним, меня сильно интриговала. Ну, конечно же, от поселка Таваксай, мы планировали в этот же день небольшой выход в горы - к водопадам Таваксая, а если получится по времени, то и к его большому каньону.

Ферма в горах. Таваксай
Ферма в горах Таваксая
На станции Паргос Георгий, встретил нас, и повел к себе в дом замысловатыми улочками и зигзагами поселка Таваксай. Проведя небольшую экскурсию на своем участке, и показав нам строящиеся объекты – баню и бассейн, Георгий завел нас к себе в дом, для ознакомления с его творческой обстановкой. Фотографии с экспедиций по самым высоким горам Средней АзииПамиру, Тянь-Шаню и Памир-Алаю, произвели на гостей должное впечатление. Затем Георгий показал нам свой небольшой «музей альпинизма» (по совместительству гостиничную комнату для заезжих путников), расположенный на втором этаже соседнего домика. По словам хозяина дома, планируется привлекать всевозможных любителей гор, для размещения и выходов в близлежащие горы. Ознакомившись с достопримечательностями небольшого хозяйства, и не имея много времени в запасе, мы с Виталием все же решаем идти в сторону водопадов Таваксая. Георгий провожает нас вплоть до железного мостика через сам Таваксай в районе зоны отдыха. Договорившись на обратном пути зайти к нему, и получив ценное указание по поводу нашего маршрута, мы начинаем свой путь...

Два чабана. Таваксай
Два чабана (Таваксай)
Верхняя часть поселка Таваксай вдоль русла сая, в архитектурном и урбанистическом плане более всего похожа на традиционное восточное поселение горного типа: глиняные дома, грунтовая дорога, большие участки под огороды, арыки, – одним словом, она казалась более колоритной в восточно-эстетическом плане. Основное население здесь - этнические казахи. Сказывается близость расположения Казахстана и прошлое всего Бостанлыкского района. Основная улица воль этого «верхнего» поселения пролегает по левобережью Таваксая. Мы же решили идти по противоположной стороне, обходя «Верблюдку» (так называется гора похожая на горб известного животного) с западной стороны. Окружающая местность – холмиста и довольно пустынна. Предгорья Каржантау (а здесь проходит его самая западная оконечность) более всего похожи на бескрайние Казахские просторы, правда с небольшими рельефными подъёмами в виде холмов, постепенно переходящих в скалистые обнажения, где древесная растительность проявляется всё больше и больше. Пройдя последние отдельно стоячие фермерские хозяйства и поля, мы начинаем свой подъем к «верблюдке», и уже подойдя к ней вплотную, все решаем обойти ее справа.

Вой собаки. Таваксай
Вой собаки (Таваксай)
Обилие зеленой травы, небольшие лужайки первых разнообразных цветов, проклюнувшихся из-под земли, первые ростки эремурусов и других эфемерных эндемиков, - все это в большом количестве стало нас сопровождать по мере приближения к руслу Таваксая. Время близилось к обеденному, и нам уже пора было задуматься о пристанище на небольшой перерыв. Виталий повел меня на небольшой выступ возле водопада, где мы, скинув рюкзаки, устроились на привал. Таваксай славится, прежде всего, серией своих водопадов. Как-то я даже подсчитал их количество. И у меня вышла цифра четырнадцать. Хотя местные жители говорят о большем количестве, что-то около двадцати-двадцати пяти. И самый грандиозный из них, пожалуй (до него мы не дошли немного в этот раз), образует большой и живописный каньон, достойный всяческих похвал и внимания со стороны туристов, фотографов, художников и ученных. Зимой же, при благоприятных условиях, этот водопад превращается в своеобразный «ледопад», но «стесненные» световые и пространственные условия затрудняют его запечатление на фотоматериал. Хотя невозможного не бывает, и мы будем ждать своего счастливого часа.

Затопленный участок. Таваксай
Затопленный участок
Обратный путь, вначале пролегал все так же к горе «верблюдка», но теперь точно вдоль её западной стороны. Широкая грунтовая дорога, способствовала местами нетрудному продвижению. Здесь иногда сквозь дымку просматривалось одно из самых высотных сооружений мира (десятое по высотности) – ташкентская телебашня. Также видны были поселения вдоль реки Чирчик, - сам город и река. Снова пред нашими взорами предстали пустынные ландшафты, постепенно переходящие от глиняных в каменные, и обратно. Останавливаясь все время для фотографирования, я отстал от своего спутника. И в районе первых фермерских поселений, мы с Виталием все же разошлись в разные стороны. Он пошел левобережьем Таваксая, я же напротив – правобережьем. В условиях горного туризма – это не есть самое хорошее продолжение путешествия. Но близость населенного пункта, хорошее знание местности и большой опыт одиночных прогулок, все же свел нас к отправной точке этого путешествия – к дому нашего нового приятеля Георгия.

Переведя немного дух, от последнего «марш-броска», мы с Виталием снова зашли в «мастерскую» Георгия. Здесь нас снова ждал обзор фотографий на компьютере, милые беседы о горном туризме и... теплый чай. Задержавшись еще на часок у гостеприимного хозяина, мы не заметили, как наступили сумерки, и нужно было уже собираться в путь дорогу домой. Распрощавшись с Георгием, и темноватыми улочками, немного заплутав, мы с Виталием Борисовичем вышли на асфальтное шоссе. Здесь поймать машину и доехать до Чирчика не составляло особого труда. Ну а в самом городе Чирчик – транспортное сообщение с Ташкентом налажено довольно хорошо. Нужно признать, данный выход на природу состоялся довольно успешно, и я, приятно уставший, уже в «маршрутке» мысленно вспоминал сегодняшний день, разбавляя воспоминания предстоящими делами на благо своего творчества...

ч/б фотографии сделаны на пленку KODAK BW400 CN

Домики поселка Таваксай

Дом возле горы 'Верблюдка'
Дом возле горы Верблюдка

Авицена Аксарсай Акташ Акшуран Аптека Аркутсай Арча Башкызылсай Безопасность Бельдерсай Булаксу Бухара Гулькам Горы Западный Тянь-Шань Заповедники Заратустра Испай Каранкуль Кызылсу Коксу Маршруты Мумие Водоемы Памятники природы Петроглифы Пустыни Путешествия Реки Самарканд Таваксай Ташкент Топонимы Фауна Флора Фотогалерея Фоторепортаж Хива Ходжа Ахрар Ходжикент Чавата Чарвак Чимган Шаш-Илак Экология