Церковь Архангела Михаила
Детали фасада
Алтарь церкви
Церковь Апостола Андрея
Вид на окна
Мавзолей Ходжа Азизан Рометани
Мечеть при мавзолее Рометани
Хауз в комплексе Ходжа Рометани
Зияратхана Баба ас Самоси
Айван мечети
Музей Абу Али ибн Сины
Экспонаты музея Авиценны
Минарет в Вабкенте
Мечеть Махмуд Анжир Фагнавий
Надгробие Махмуда Фагновий
Мечеть Мухаммад Ариф Ар Ревгарий
Мавзолей и надгробие
Вид на комплекс Мухаммад Ариф Ар Ревгарий
Потрал Чашма-Аюб в Вабкентском районе
Колодец Чашма-Аюб
Виноградник возле Чашма-Аюб
Вид на комплекс Пои Калян
Голуби медресе Мадори Хана
|
|
У РОДНИКА ВОДА ЧИСТАЯ, У МУДРЕЦА – РЕЧЬ |
|
Третий день оказался богатым на посещение религиозных центров и мест поклонения духовным сподвижникам и деятелям науки. Среди оставшихся загородных объектов нам предстояло объездить пять из семи мусульманских святынь, разбросанных за пределами Бухары, посетить музей Авицены в Афшане и мемориальный комплекс Чашма-Аюб, находящийся в Вабкентском районе. Но прежде, утром, мы посетили два храма в Бухаре - православный храм и римско-католический...
Вход в Церковь |
Православная церковь Архангела Михаила находится в Бухаре и относится к Московской и Среднеазиатской патриархии. Здание церкви было построено на рубеже двух столетий, по одним данным между 1875 и 1915 гг., по другим в 1907 году. Построено оно было как железнодорожный вокзал. И действительно, взглянув на фасад и внутреннее расположение помещений, в нем угадываются все признаки здания вокзала. В советский период времени в нем располагались различные организации. Хотя все это было в прошлом. Новую жизнь здание получило в 1993 году, когда решением областного хокимията (мэрия) его передали православной общине Бухары. Здание было реконструировано и переоборудовано под церковь. О былом его прошлом теперь напоминает импровизированная звонница во внутреннем дворе храма, состоящая из кислородного баллона, автомобильного диска и куска железнодорожной рельсы...
Отец Кордас Войчех |
Другой христианский храм – Римско-католическая церковь святого Апостола Андрея, тоже находится в пределах Бухары. В Бухаре имеется польская диаспора и другие верующие католики. Предварительно договорившись с настоятелем храма - отцом Кордасом Войчехом о предстоящей фотосъемке, мы прибыли на место в назначенный час, и священник любезно показал нам новое здание церкви, которому к этому времени оставалось сделать разве что лишь фасадные и отделочные работы. Внутренне убранство просторное и светлое. 25 марта 2006 года состоялось торжественное освещение краеугольного камня под строительство.
Лестница к мавзолею |
Посетив два этих храма, мы отправились по загородным объектам. Сначала мы заехали в мемориальное место «Кадамжой» в Ромитаском районе, вблизи от селения Курган. Этот мемориальный комплекс представляет собой мазар (место поклонения), входная арка которого и длинная лестница ведут к небольшому мавзолею святого Пира «Ходжа Азизана» (Ходжа Али Рометани), находящемуся на вершине возвышения – холма. Мавзолей представляет собой квадратное (в периметре) однокупольное сооружение из жженого кирпича без внешней облицовки, внутри которого находятся три надгробия – самого Ходжа Азизана (Ходжа Али Рометани) и его последователей. По правую сторону от лестницы, ведущей к мавзолею, расположены небольшая мечеть, хауз (водоем) и колодец с водой, где паломники свершают необходимые ритуалы. По некоторым сведениям Пир Ходжа Азизан жил период между 1191 – 1321 гг. Практически все суфии занимались каким-либо ремеслом. Не исключение и Ходжа Али Рометани – он был ткачом. Суфийскую же премудрость он постигал у своего учителя - Ходжа Фагновий. Через дорогу от комплекса можно видеть большой холм – остатки старинного поселения, с которого открывается панорама всего комплекса и селения Курган, названного так, по всей видимости, из-за этого холма.
Смеющиеся девочки |
Следующий объект, который мы посетили, был комплекс «Баба ас Саммоси» в том же Рометанском районе, но уже вблизи от селения Самос. Этот мемориальный комплекс состоит из все тех же зданий, что и предыдущий: входная арка, облагороженная цветами и деревьями улочка, ведущая к мечети с айваном и хаузом перед ней. Правда здесь уже надгробие Бобо ас Самоси находится под открытым небом, и ограничено с двух сторон белой стеной, с третьей стороны еще одной мечетью – зияратханой (открытая мечеть), а с четвертой – (входной) арочной стеной, сложенной из кирпича, с небольшими оконными проемами и панджарой (решетка). Далее за пределами этого захоронения – открытая территория кладбища, где также имеется небольшое здание с колодцем. Ходжа Мухаммад Бобойи Самоси был одним из семи «пиров» Бухары, известным суфием, учителем еще одного знаменитого суфия Ходжа Саид Мир Куляла. В свою очередь, учителем самого Бабойи Ас Самоси был Ходжа Али Рометани. Бабойи Самоси занимался земледелием и за два года до рождения великого пира Бахауддина Накшбанди, предсказал его появление на свет, затем он взял его на воспитание. Также, одно предание гласит, что Бобои Самоси, прибыв со своими учениками в кишлак Касри Хиндуван, неожиданно воскликнул: «Чую запах младенца. Здесь родился мальчик, который принесет большую силу нашей вере». Этим мальчиком был Абдулхалик ибн Абдулжамил Гиждувани.
Кафе в старом стиле |
Далее мы заехали в музей Авиценны, находящийся на родине великого врачевателя всех времен и народов – Абу али ибн Сины. Афшона – небольшое селение к северу от Бухары, где родился Авиценна. На его родине в настоящее время на территории нескольких гектар разбит большой парк, где размещены медицинский колледж его имени, музей, конференц-зал и спорткомплекс. Когда входишь на эту территорию, сразу бросаются в глаза масштабы парка и его ухоженность. Центральная дорожка ведет к зданию медицинского колледжа, перед фасадом которого в центре круглой клумбы установлен памятник этому выдающемуся деятелю науки X-XI вв. Ибн Сина родился здесь в 980 году, но практически большую часть жизни вынужден был жить на чужбине. Рядом находится музей Авиценны, где в просторных залах посетителям представлены различные экспонаты, рассказывающие о тех далеких временах – эпохе Саманидов. По выезде из этого комплекса по дороге нам повстречалось интересное здание - красивое кафе, построенное в старинном стиле с двумя куполами, отделанными разноцветной мозаичной плиткой. Рядом был небольшой дом с красивым айваном, резные колонны которого вырезаны из темного дерева.
Мавзолей Фагновий |
Следующим объектом был Комплекс - Ходжа Махмуд Анжир Фагнавий. Но по дороге мы проехали через город Вабкент, где я сделал несколько снимков его достопримечательности – высокого минарета, высотой 39 метров, построенного в 1196-1199 гг. К северу от Вабкента возле селения Анжирбог расположился еще один мемориальный комплекс одного из семи пиров Бухары - Ходжа Махмуд Анжир Фагнавий (1227-1317). Войдя в арку комплекса, и пройдя по дорожке через небольшой сад, попадаешь на компактную благоустроенную территорию, где расположены небольшой мавзолей, колодец, водоем (хауз) и мечеть с айваном. Позади комплекса начинается кладбище, где виднеется и небольшой холм. Ходжа Махмуд Анжир Фагнавий - последователь течения и ученик Ходжа Орифа Ар-Ревгари.
Мальчик Люли |
Последний загородный объект, который мы посетили в этот день, связанный с последователями суфизма, был комплекс Мухаммад Арифа Ар Ревгарий в селении Ревгари близ городка Шафиркан. Этот просторный комплекс в данный момент был на реставрации, но мы все же посетили его. Рядом с большим холмом – по-видимому руинами древнего поселения, на сравнительно значительном расстоянии друг от друга
Девочка Люли |
расположились все те же здания: мечеть, хауз и открытый мавзолей с зияратханой. Комплекс в целом произвел на меня хорошее впечатление. Помимо старинных колонн, двери и кирпичной кладки, здесь отреставрирована довольно интересная многокупольная мечеть, где самый главный купол возвышается над другими. Эти купола, скорее всего, старинные. Стены же, входной портал и колонны выложены из кирпича с фигурной инкрустацией и небольшими сталактитами. Мухаммад Ариф ар-Ревгари родился и жил с 600 (по некот. свед. 605) – по 691 гг. хиджры. Мухаммад Ариф ар-Ревгари был прямым последователем знаменитого основателя суфийского ордена «Ходжагон» Ходжа Абдулхалик аль-Гиждувани. Свое учение он передал своему последователю Махмуду Анжир Фагнави ибн Абдаллаху.
Портал Чашма-Аюб |
Самым загадочным объектом в этот день было святое место «Чашма Аюб» (Колодец Иова), который находится в Вабкентском районе (в 35 км к северо-востоку от Бухары). Место паломничества «Чашма-Аюб», связанное с пророком Иовом (Аюб) в Бухаре знакомо многим, но вот объект с таким же названием за пределами Бухары, пожалуй, знают немногие. И это подтвердилось даже непосредственно в нескольких метрах от этого мазара. Когда мы приехали в кишлак Хайриабад (Хайриабадчи), где и находится это место, многие из его жителей затруднялись указать нам верный путь. И даже в непосредственной близости от него, молодая девушка, вышедшая из глиняного домика сказала, что не знает где находится «Чашма Аюб». Наш водитель предположил, что это девушка - невестка, которая приехала сюда совсем недавно и пока не знает местные достопримечательности. Чашма Аюб находится действительно на окраине кишлака, который, в свою очередь, окружен хлопковыми полями. При входе в неказистый комплекс нас как всегда повстречала мечеть для паломников, с подсобными помещениями для приготовления пищи. А женщина, что проходила рядом, провела нас в заднюю часть мемориального комплекса, где посреди кладбища на пустыре высился портал некогда стоявшего здесь мавзолея. Все, что осталось от него, так это лишь входной портал и часть стены слева от него. Портал украшают остатки цветных керамических плиток и арабская надпись почерком "муаккак" на тимпане, выводящая слова священного хадиса и время постройки мавзолея – 1252 г. Многие специалисты считают это сооружение одним из самых уникальных памятников архитектуры XII-XIII вв. В верхней части портала, под арабской надписью, можно видеть изображение бирюзовых свастик, вплетенных в геометрический орнамент – солярных знаков, пришедших в исламскую архитектуру Средней Азии со времен зороастризма и буддизма. Боковую и верхнюю стороны портала украшают резные терракотовые узоры с майоликой. Позади этого портала и находится сам колодец – с кирпичной кладкой и деревянным верхом. Рядом находится более старый (предположительно XVIII-XX вв.) источник (чашма) с деревянным перекрытием и саркофагом. Ученные считают, что в этом мавзолее в 1017 г. был похоронен богослов и знаток хадисов Абу Саъд Хаджуши (ал-Харжуший), упоминаемый в книге Абдул Карим ас-Самони "Ал-Ансоб" (Генеалогия), могила которого находится в нескольких метрах от колодца.
Старые стены Арка |
Ближе к вечеру мы вернулись в Бухару, и я уже самостоятельно гуляя по старой части Бухары, наслаждался ее прекрасными видами. Вначале я посетил медресе Мадори Хана, и сделав несколько снимков направился в сторону крепости Арк, где с верхней площадки намеривался сделать вечерние фотографии Бухары. Здесь мне открылся вид на старый город во всей его красе. И прежде всего, хорошо видна площадь «Пои Калян», с ее минаретом, медресе и мечетью. Я видел, как постепенно заходит солнце и как понемногу пустеют базарные площади. Жители Бухары возвращались в свои дома, а я, обойдя сверху всю крепость, сделал здесь, пожалуй, самые лучшие свои фотоснимки в Бухаре.
[ читать далее... ]
joeandex
|
|
Вид на верхнюю часть фасада
Детали внешней стены церкви Архангела Михаила
Пространство церкви Апостола Андрея
Вид со стороны алтаря
Развалины вблизи комплекса Али Рометани
Надгробия в мавзолее Ходжа Азизана
Вид на окрестности селения Курган
Входная Арка в комплекс Баба ас Самоси
Внутри комплекса Баба ас Самоси
Памятные лоскутики на дереве
Пространство музея Авиценны
Памятник Авиценне
Придорожное кафе
Входная Арка в комплекс Ходжа Махмуд Анжир Фагнавий
Хауз в комплексе Анжир Фагнавий
Полуденный отдых
Входная арка к захоронению Мухаммад Арифа Ар Ревгарий
Мечеть в Чашма Аюб
Портал Чашма-Аюб
Дети в кишлаке близ Чашма-Аюб
Золотая Бухара - Пои Калян
Старый город Бухары
Вид из медресе Мадори Хана
|