Orient Tracking

Вид старый город Бухары

БУХАРА – ДУХОВНЫЙ ЦЕНТР СРЕДНЕГО ВОСТОКА


Входной портал мемориального комплекса Амира Кулала
Входной портал мемориального комплекса Амира Кулала

Купол мавзолея и шест суфия
Купол мавзолея и шест суфия

Молельная комнтата в мавзолее
Молельная комнтата в мавзолее

Резная дверь
Резная дверь

Дверь с рукояткой
Дверь с рукояткой

Сад внутри комплекса Амир Куляла
Сад внутри комплекса Амир Куляла

Комплекс Бахоуддина Накшбанди
Комплекс Бахоуддина Накшбанди

Традиционные серьги Бухары
Традиционные серьги Бухары

Гостинная в доме Алишера
Гостинная в доме Алишера

Мастер ювелир за работой
Мастер ювелир за работой

Ювелирный инструмент
Ювелирный инструмент

Расплавление металла
Расплавление металла

Алишер Хайдаров и его работы
Алишер Хайдаров и его работы

Кумганы и Кувшины
Кумганы и Кувшины

Старая улица в Бухаре
Старая улица в Бухаре

Внутри Зиндана
Внутри Зиндана

Женская баня - Хаммом
Женская баня - Хаммом

Купол женской бани
Купол женской бани

Медресе Мири-Араб
Медресе Мири-Араб

Вид из сувенирной лавки
Вид из сувенирной лавки

Специи для туристов
Специи для туристов

В мастерской братьев Икрамовых
В мастерской братьев Икрамовых

Мастерица за ткацким станоком
Мастерица за ткацким станоком

Золотошвейная мастерская
Золотошвейная мастерская

Изготовление подставок под книги
Изготовление подставок под книги

Дочка Ислама Мусинова
Дочка Ислама Мусинова

Мастер чеканщик - Ислам Мусинов
Мастер чеканщик - Ислам Мусинов

День 4

РУКИ – ЧТОБЫ ДЕЛАТЬ, СЕРДЦЕ – ЧТОБЫ ЛЮБИТЬ

Ступени к Амир Кулялу
Ступени к Амир Кулялу
Среди загородных объектов оставалось посетить мавзолей «Саид Амир аль Кулял» в селении Сухор недалеко от Бухары. Утром мы выехали туда, и признаться, эта дорога была в очень приличном состоянии. Скоро я понял, в чем дело. Мы проехали мимо комплекса «Бахауддина Накшбанди», снискавшего славу одного из самых популярных мест паломничества у суфиев всего мира. Дороги на всем протяжении пути были просто в отличном состоянии, но особо запомнилось одно место, которое мы проезжали – это длинная аллея, по бокам которой росли стройные топольки – красивое место, где ощущаешь действительную прохладу в окружении Бухарской духоты.

Зиярат (место поклонения) Ходжи Саида Амира Кулала – очень красивое и ухоженное место. Небольшая входная арка с двумя куполками, войдя в которую паломники идут по дорожке к мавзолею. А по обе стороны от этой дорожки высажен небольшой красивый сад из фруктовых деревьев и цветник. Мавзолей состоит из двух помещений. В одном, входном, устроена мечеть, в соседнем помещении – само захоронение, с каменно-мраморным надгробием-саркофагом. Внутри идеальная чистота. Полы устланы коврами и паласами. Рядом с мавзолеем стоит длинный шест, увенчанный священной пятерней и колокольчиками – такие шесты обычно установлены возле захоронений суфиев.

Купол мавзолея
Купол мавзолея
Саид Амир Кулал родился в 1287 г. В молодости он увлекался борьбой, и на одном из состязаний был замечен шейхом Муххамад Баба Самуси, который его и взял в свои ученики. В свою очередь Амир Кулял воспитал более ста учеников, в т.ч. таких известных суфиев как Амир Кулол Доши, Алоуддин Гиждувоний, Хожа Шайх Дарзуний, Шамсиддин Кулол, Жалолиддин Кеший, Ариф Дик Карани, Джамалуддин Дасатани, Ядикар аль-Кунсуруни и др... Но самым знаменитым его воспитанником был шейх Бахауддин Накшбанди, основатель суфийского ордена «Накшбандиев». Сайид Амир Кулали прожил около девяноста лет и умер 28 ноября 1370 года в Бухаре.

У каждого суфия было свое дело, свое ремесло. Ходжа Саид Амир Кулол был гончаром. Само слово «кулол» означает – гончар, горшечник. В Бухаре поныне существует традиция становления гончаров-керамистов. Этот обычай называется «подача руки и подвязывание пояса». Ученику - будущему мастеру, следуя этой традиции, прежде всего, необходимо посетить такие святые места как зиярат Амир Кулала – духовного наставника всех мастеров керамического искусства, и усыпальницу Бахоуддина Накшбанди. Но на этом ритуал посвящения в мастера не заканчивается. Нужно приготовить плов для соседей и друзей. Затем наставники подготавливают различные цветные нити завязанные узелками, которыми обвязывают локти ученика, а поверх чапана (традиционный ватный халат) и на плечи набрасывают красную материю. Потом оборачивают его семью метрами марли, а цветными нитями обвивают талию. После этого будущему мастеру предстоит соблюдать 40- или 23-дневный пост «чилла». Нужно жить в одной комнате и не выходить на улицу. По истечении этого срока все повязанные нити должны сами развязаться. Таков был обычай у гончаров - посвящение ученика в мастера.

Интересно одно предание, повествующее о преданности Бахоуддина Накшбанди своему наставнику Мир Саид Амир Кулолу. Однажды, когда Накшбанди был занят обжигом керамических изделий, и в какой-то момент времени у него закончились дрова, для топки, он обратился к своему наставнику с вопросом, что же делать? Тогда Амир Кулал сказал ему, чтобы он снял свое одеяние и сам бросился в печь. Бахауддин не задавая лишних вопросов, точно следуя предписаниям своего учителя, бросился в печь. После того, как из печи вышел черный дым, оттуда следом выходит ученик - целый и невредимый. Удивленный произошедшим, Бахауддин Накшбанди задает вопрос своему наставнику о чудесном спасении. Саид Амир Кулол ответил: «Ты не перечил своему учителю и доказал свою любовь выбранному делу. Эта любовь настоящая, и поэтому с Вами ничего не случилось...».

По дороге назад, мы снова проехали мимо мемориального комплекса «Бахоуддина Накшбанди» – это было огромное по территории и интересное по архитектуре строение. Жаль, что в этот раз я не посетил это место. Но, надеюсь, когда я окажусь здесь снова, мои руки не будут «связаны» работой, и я ещё смогу посмотреть многое из того, что есть на благодатной Бухарской земле.

Алишер Хайдаров за работой
Алишер Хайдаров за работой
Приехав в Бухару, мы отправились к известному ювелиру Алишеру Хайдарову. Его дом (и мастерская) находится в старом городе Бухары, возле восточной стороны крепости Арк. Алишер радушно встретил нас и провел в гостиную. Дом его, как и многие традиционные в Бухаре – с внутренним двориком, хоть и более современный. В приемной – удобный диванчик, столик и стеллаж с сувенирными образцами. Попив здесь чаю с орешками (гостеприимство – неизменный ритуал на Востоке), поговорив немного и познакомившись ближе, мы вскоре были приглашены в большую комнату, куда Алишер Хайдаров стал приносить для показа свои работы, оформленные в рамки. Здесь были всевозможные традиционные женские украшения Бухары: серьги, кольца, туморы, браслеты. Традиционные восточные украшения можно разделить на несколько групп. Это, прежде всего, головные, налобно-височные, затылочные, ушные, носовые, нашейные, нагрудные, поясные, подмышечные, наручные и поясные виды украшений. Бухара была одним из крупнейших ювелирных центров Средней Азии XIX века. Здесь изготавливались традиционные кольца - «узук», браслеты - «билакузук», серьги с драгоценными камнями – «зирак», серебряные позолоченные нагрудные украшения – «зебигардон», «сигнсила», «култик тумор», «буйин тумор» и другие. Женщины уделяли должное внимание своей внешности. Шеи красавиц украшали изделия из жемчуга - «маржон» и «нозик жевак», в волосы вставлялись «чочпопук» разной формы. Язык ювелирных украшений говорил о многом – о положении человека в обществе и о его статусе, его возрасте и семейном положении, этнической принадлежности.

Топиш-и-дил нагрудное украшение
Топиш-и-дил нагрудное украшение
Алишер Хайдаров с детства занимался народными ремеслами, такими как резьба по ганчу, роспись, ювелирное дело. Любовь к ювелирному ремеслу передалась ему от дедушки – ювелира Абдуносира Хайдарзаде. Алишер окончил университет, он является членом Академии союза художников Узбекистана и ассоциации “Хунарманд”. Своими работами, выполненными в филигранной технике «мастика-фольга» и с помощью литья, он возрождает ювелирное искусство Бухары XIX-XX вв. Мы спустились в его мастерскую, находящуюся в подвале его дома. Здесь установлено несколько столов со специальным оборудованием. Мастер показал нам кое-какие приемы изготовления ювелирных украшений (сборку готовых изделий из бижутерии и пайку). Его мастерская не современная в плане технологического оснащения, что приближает все творчество Алишера Хайдарова к его истокам – к тем временам, когда в руках мастеров были тончайшие ручные инструменты, небольшой горн и наковальня. По наследству передавались штампы «колиб», с помощью которых составлялись узоры. Часто такие штампы были совсем старинные, но иногда мастер добавлял к ним собственные – новые, и получались довольно оригинальные композиции. Мы долго еще не могли распрощаться – Алишер показывал нам свои награды, сертификаты и дипломы, полученные им с многочисленных выставок в Европе, США, России, Казахстане и Киргизии...

Недалеко от восточной части стены крепости Арк расположился один очень мрачный объект, который сейчас превращен в музей, и где проводят экскурсии для туристов. Это – «Зиндан». Буквально, слово «зиндан» означает «яма, подземка, теснота». И действительно, это подземелье для узников представляет собой большую яму, вход в которую был только сверху, и узников спускали и поднимали привязав к веревке. Тюрьма-темница. Ужасное место. Хотя внешне оно и больших размеров, внутри него содержалось всего несколько десятков заключенных – в основном должники и нарушители религиозных предписаний. Уровень преступности в Бухарском ханстве был очень низок. Само здание зиндана напоминает небольшую крепость – внешние стены, лестница, ведущая к узкой арке - входу. Здание темницы было построено в XVIII веке. Тюрьма состоит из долговых камер, и карцера - собственно самой подземной темницы - большой и глубокой ямы. Эта темница по форме напоминает «тандыр» (традиционная глиняная печь), диаметром около 5 м и глубиной 6,5 м. Многие из посетителей музея кидают сюда монетки, наверное, из сочувствия к былым узникам. Самое тяжелое впечатление на меня произвела именно эта камера-темница. Ее узники жили здесь в нечеловеческих условиях – яма была всем – и спальней, и столовой и уборной. Экспонаты музея, в одном из помещений, рассказывают о судопроизводстве в Бухаре XIX-XX вв. В верхней части зиндана есть узкий коридор для прогулок заключенных, а также надгробие и могила «святого» заключенных – «Кучкар-Ата» (VIII в.).

После этого невеселого времяпровождения я распрощался с приставленными ко мне водителем и гидом и отправился в старую часть Бухары. Вначале я прошел через современные торговые ряды, где продавалась мебель, и узкой улочкой вышел к женской бане XVI века (Хамом Кунджак), которую мне предстояло отснять. Надо же – такое старинное здание, а до сих пор работает и пользуется популярностью у бухарцев. Хотя краем уха я слышал, что и некоторые гостьи не прочь пройти водные процедуры, тем более что там же предлагают и комплекс лечебных массажных услуг. Внешне – здание неказисто, и понятно почему, - оказывается, в XVI веке кардинально изменилась тенденция градостроительства в Бухаре – от грандиозности и уникальности – к массовости и целесообразности. В это время здесь строятся скромные медресе, бани, торговые купола.

От женской бани узкой улочкой я проследовал к знаменитому ансамблю «Пои Калян» (XII-XVI вв.), включающему в себя площадь, медресе Мири-Араб (1535/36 гг.), мечеть Калян (XV в.) и знаменитый минарет Калян (1127 г.), высотой более 45 м. В архитектурной застройке Бухары этот комплекс один из самых уникальных, и говорить о нем можно часами. Но в этот раз я пробыл тут совсем недолго, отдохнув в тени громадного портала медресе Мири-Араб в окружении многочисленных туристов.

Мне оставалось отснять (и добавить к уже отснятым) несколько ремесленных мастерских. Я побывал в этих мастерских по обработке и изготовлению изделий из металла и магазинчиках при них: ножи, сабли и другое оружие, ножницы, колокольчики, кувшины и кумганы, плоские блюда, чайники, самовары, замки, подковы и многое другое. Было интересно наблюдать за работой братьев Икрамовыхкузнечных дел мастеров. Вообще, среди кузнецов, в свое время, выделялись гвоздари, подковщики, иголочники, мастера ножовщики (кордсозы), а также всевозможные мастера по изготовлению ножей различных форм, медицинских бритв, оружия. Кузнечное дело братья Икрамовы унаследовали от потомственного кузнеца Икромова Теши. Братья – Саъдуло и Сайфулло участвовали во всевозможных конкурсах, выставках и смотрах. Их сыновья успешно перенимают навыки, уменья и знанья кузнечного дела от своих отцов.

В куполе «Тельпак Фурушон» я посмотрел на процесс изготовления хан атласа, и отметил прохладу, царившую здесь и в других куполах – хотя на улице стоял полуденный зной. Строители торговых куполов в Бухаре хорошо предусмотрели особенности циркуляции воздуха. Когда с улицы заходишь в любой из куполов, то удивляешься прохладе, а ведь никаких современных кондиционеров здесь нет – все зиждется на знаниях строителей прошлого.

Процесс чеканки
Процесс чеканки
Неподалеку от куполов – в одном из старинных зданий был устроен так называемый «Crafts Center», где располагается несколько мастерских – мастерская по изготовлению сюзане, золотошвейная мастерская, здесь же работает ткач хан-атласа и ковровых дел мастер... Больше всего мне понравилась творческая семья Мусиновых. Сначала я был удивлен тем, как молодая девушка уверенно чеканила небольшое плоское блюдо. Позже узнал, что она дочь мастера по чеканке Ислама Мусинова. Он завел меня в свой магазинчик и долго рассказывал об особенностях чеканки, ее видах, о сложностях узоров. Творческая династия Мусиновых восходит к его двоюродному дедушке Салимджану Хамидову – известному мастеру Бухары. К числу изделий, которые изготавливает Ислам Мусинов относятся многочисленные декоративные блюда из меди, латуни и бронзы, чайники и сервизы, кувшины и рукомойники (кумганы)... Красивейшие узоры, отображающие старинные традиции Бухары и более современные рисунки прекрасны и изящны. Показал мне Ислам и свое «ноу-хау» - складывающуюся конфетницу. И если его дочка (что весьма не типично) перенимает у него секреты мастерства чеканки, то жена его занимается шитьем и изготовлением красивых женских сумок. Поистине творческая семья.

День близился к вечеру, и моя рабочая поездка подходила к своему завершению. Я посетил еще одну золотошвейную мастерскую, и повсюду замечал различных мастеров – по росписи папье-маше и миниатюр, еще одну кузнечную мастерскую, где мастер был занят обточкой ножниц для девушки занимающийся вышивкой, я видел мастеров резьбы по дереву, и снова чеканщиков... Бухара это не только духовный центр, но и ремесленный. В свое время великий почитаемый всеми суфий Бахауддин Накшбанди, основатель дервишского ордена «Накшбандиев» говорил, что человек может быть предан своему делу и при этом заниматься и делами духовными. Не обязательно было уединяться, чтобы достичь высшего проявления божественного. Люди и общество поставлены в те рамки, где они могут спокойно жить, трудиться и совершенствоваться на жизненном пути. Отец Накшбанди был ткачом и чеканщиком, откуда и взялось само слово «Накшбанд», означающее «чеканщик».

Бахауддину Накшбанди принадлежат следующие прекрасные слова:

«Наш путь к Богу лежит не через отшельничество, отшельничество приносит славу, и за славой кроится смерть. Добрые дела обнаруживаются среди людей».

«Быть внешне с людьми, и внутренне с Богом».

«Руки в работе, душа с Богом».

Памятник Ходже Насретдину
Памятник Афанди
Вечерний Ляби-Хауз совсем не радовал своим, мягко сказать «цивилизованным» почитанием еде и питью. Я проходил мимо, и единственное что меня здесь могло остановить, так это архитектура, старое высохшее дерево (на которое ни к чему было вешать гирлянду из лампочек) и памятник АфандиХодже Насреддину, восседавшему на своем ослике и с сарказмом смотрящему на людские пристрастия. На то и жизнь, что здесь мы окружены некоторой свободой, предполагающей свободу выбора, и в наших силах контролировать некоторые пристрастия, но это уже из другой истории...

joeandex



Мавзолей - Саид Амир аль Кулял
Мавзолей - Саид Амир аль Кулял

Купол молельной комнаты
Купол молельной комнаты

Боковой фасад мавзолея
Боковой фасад мавзолея

Цветник у дорожки
Цветник у дорожки

Надгробие Саид Амир аль Кулола
Надгробие Саид Амир аль Кулола

Мавзолей Бахоуддина Накшбанди
Мавзолей Бахоуддина Накшбанди

Стены Арка в Бухаре
Стены Арка в Бухаре

Бухарские ювелирные украшения
Бухарские ювелирные украшения

В мастерской Алишера Хайдарова
В мастерской Алишера Хайдарова

Сборка ювелирных украшений
Сборка ювелирных украшений

Ювелирные весы
Ювелирные весы

Обстановка в мастерской
Обстановка в мастерской

Награда Алишера в конкурсе
Награда Алишера в конкурсе

Птички в доме Хайдарова
Птички в доме Хайдарова

Стены Зиндана
Стены Зиндана

Здесь томились узники Зиндана
Здесь томились узники Зиндана

Купола Зиндана
Купола Зиндана

Дети и кошка в Бухаре
Дети и кошка в Бухаре

Один из торговых куполов в Бухаре
Один из торговых куполов в Бухаре

Сувенирная лавка
Сувенирная лавка

Продажа специй
Продажа специй

Ремонт ножниц
Ремонт ножниц

Роспись миниатюр
Роспись миниатюр

Изготовление Хан Атласа
Изготовление Хан Атласа

Вышивание Сюзане
Вышивание Сюзане

Мастер и его чеканные изделия
Мастер и его чеканные изделия

Парикмахер - древняя профессия
Парикмахер - древняя профессия

Авицена Аксарсай Акташ Акшуран Аптека Аркутсай Арча Башкызылсай Безопасность Бельдерсай Булаксу Бухара Гулькам Горы Западный Тянь-Шань Заповедники Заратустра Испай Каранкуль Кызылсу Коксу Маршруты Мумие Водоемы Памятники природы Петроглифы Пустыни Путешествия Реки Самарканд Таваксай Ташкент Топонимы Фауна Флора Фотогалерея Фоторепортаж Хива Ходжа Ахрар Ходжикент Чавата Чарвак Чимган Шаш-Илак Экология

copyright © www.orient-tracking.com