Orient Tracking

Скальные образования Кызылкумов Пески Кызылкумов Каменный лес в Кызылкумах

КЫЗЫЛКУМЫ - КАМЕННЫЙ ЛЕС

Верблюд - корабль пустыни
Верблюд - корабль пустыни

Дороги в пустыне Кызылкум
Дороги в пустыне Кызылкум

Поселение в Кызылкумах
Поселение в Кызылкумах

Эррозия почвы
Эррозия почвы

Вид на такыр Ходжакуль
Вид на такыр Ходжакуль

Ферула в песках
Ферула в песках

Сбор нектара на феруле
Сбор нектара на феруле

Отвесные берега
Отвесные берега

Трудный подъем
Трудный подъем

Ревень
Ревень

Склоны плато
Склоны плато

Прорезанное русло реки
Прорезанное русло реки

Крутые берега
Крутые берега

Редкий кустарник
Редкий кустарник

Возвышенность в Кызылкумах
Возвышенность в Кызылкумах

Скальные образования
Скальные образования

Деталь каменного леса
Деталь каменного леса

Столбы каменного леса
Столбы каменного леса

Трубы и кольца
Трубы и кольца

Каменный лес на холме
Каменный лес на холме

Каменный лес
Каменный лес

Каменные нагромождения
Каменные нагромождения

Срез
Срез

Вид на каменный лес Джаркудука
Вид на каменный лес Джаркудука

КАМЕННЫЙ ЛЕС

Въезд в Мынбулак
Въезд в Мынбулак
Наше путешествие началось из Зарафшана рано утром. Сначала по трассе до Учкудука, затем в сторону Мынбулака. Эту часть дороги мы прошли довольно быстро, иногда отвлекаясь на кораблей пустыниверблюдов, временами встречающихся на нашем пути. Свернув с трассы в пустыню, мы проехали ещё около 50 км. Дорога не впечатляла разнообразием видов. Далеко вокруг, куда хватало глаз, было одно и то же: плоская поверхность пустыни. Правда, поскольку дело было в апреле, пустыня была не серо-жёлтая, а почти зелёная. Несмотря на заверения местных проводников, разум отказывался представлять пустыню в скудных серых тонах – настолько много было зелени. Радовала глаз и цветущая Асафетида, она же Ферула вонючая (Ferula assa-foetida), хотя её в этом году было очень и очень мало. Тем более ценен был каждый её цветущий куст.

Странное это растение – Ферула. За короткий весенний сезон она успевает из корня дать кустик, выгнать мощный стебель диаметром до 10 см и высотой до полутора метров, отцвести и дать семена. Нарастание побега может достигать 17 см в сутки! К этому можно добавить, что, несмотря на всё-таки скудную пустынную зелень, это растение никто из млекопитающих не ест, в том числе и верблюды. Так и стоит она посреди пустыни, гордо держа цветущую шапку, пока не настанет сезон засухи, тогда она высыхает и вскоре ломается под напором ветра. Единственные обитатели пустыни, использующие ферулу, это конечно насекомые, в основном лакомятся нектаром, но и соком не брезгуют.

Ферула - асафетида
Ферула - асафетида
Интересные факты: Авиценна в своё время писал, что в виде питья [ферула вонючая] является противоядием от всех ядов, она изменяет запах тела, а когда из нее делают лекарственную повязку с оливковым маслом, она сводит кровоподтеки под глазом. Также она помогает при скрытых гнойничках и особенно от болей в суставах. («Канон врачебной науки», Абу Али ибн Сина). В Таджикистане был введен строжайший запрет на сбор и экспорт этого растения! Все дело в том, что смола ферулы вонючей представляет собой не что иное, как асафетиду – популярнейшую в Индии, Пакистане, Иране и Афганистане пряность, которую эти страны потребляют в неимоверных количествах, особенно в Индии, где большой спрос на асафетиду, обладающую ярким чесночным запахом, обусловлен запретом на употребление чеснока индуизмом. Таким образом, асафетида в вышеозначенных странах пользуется широким спросом и ценник на нее действительно высок, до 50 $ за килограмм в Афганистане. Для справки: кило-грамм смолы при правильном уходе можно получить всего от одного растения.

Когда мы проезжали по пескам среди барханов, перед нами открылся вид на большой и плоский как стол, такыр. Предположительно, это котловина высохшего озера Ходжакуль. Спуск был крутой, но быстрый и вот мы уже мчимся по такыру, где нет дорог, а есть только направления! Хотя одна дорога была, через весь такыр к противоположному краю. Где-то вначале своего пути мы свернули в сторону и по еле заметным следам направились к одному из дальних краёв такыра. Выглядел он невзрачно – обычная, ничем не примечательная возвышенность, но постепенно, по мере приближения эта возвышенность начинала вырастать в размерах, постепенно занимая собой весь горизонт. Для того, чтобы увидеть край нависшего над нами бывшего берега, приходится круто задирать голову. Весь склон усеян размывами и ущельями различных размеров. Довольно быстро мы нашли нужное нам – на высохшем кусте, напротив ущелья висела пустая пластиковая бутылка.

Подъем на холм
Подъем на холм
Мы экипировались, взяли с собой воду, заперли машину и пошли штурмовать высоту. Разум горожанина постоянно «кричал» об оставленной и никем не охраняемой машине, хотя и было понятно, что вокруг на десятки километров нет ни одной живой души (имеется в виду хомо сапиенс или не сапиенс…). Подъём начали с разных направлений – кто-то предпочитал быстрый рывок по короткому пути, но с крутым подъёмом, а кто-то решил подниматься по более пологой траектории, но зато и более длинному пути. В любом случае подниматься было нелегко. Склон представлял собой высохшую от недавних дождей песчано-глинистую корку, которая легко проламывается под человеком. В зависимости от веса можно провалиться в песок до щиколотки, при этом немного сползаешь вниз. Поскольку уклон естественный, то при неосторожном движении можно запросто скатиться вниз по склону вместе с песком.

Медленно поднимаясь, понимаешь, что небольшой (при взгляде снизу вверх) с виду склон на самом деле достаточно высок и поэтому приходится периодически делать остановки, причём, чем выше, тем чаще.

И вот первая часть преодолена! Оглядываемся. Первые впечатления самые восторженные. Мы действительно стоим на краю бывшего озера. Отсюда видно, каких гигантских размеров оно было. Даже отсюда, сверху, еле проглядывается дальний край такыра. А машина, оставленная внизу, кажется не больше спичечного коробка. Высоко! Но подъём-то не кончился! Пока что мы вышли только на большое промежуточное плато, вокруг которого с трёх сторон возвышаются ещё более крутые склоны. На этом плато в большом количестве можно найти массу различных окаменелостей: кусочки дерева, плодов и чьих-то костей. Но все фрагменты достаточно мелкие, самый большой – это окаменелости фрагментов позвоночника. Здесь же мы впервые увидели цветущий лопух (ревень), который своим видом напоминал маленькую ферулу.

Передохнув и оставив часть нашего коллектива, категорически оказавшегося от дальнейшего подъёма, мы втроём продолжили путь. По дороге постоянно попадались расщелины. Очень хотелось в них заглянуть, но подходить к краю очень и очень опасно – в любой момент край может осыпаться и лететь тогда вниз не один десяток метров...

Цилиндрическая расщелина
Расщелина
Следующий подъём оказался самым трудным – и крутизна выше, и расщелины приходится обходить, и скакать то вверх, то вниз. Мы смело шли за проводником, периодически делая оста-новки. Но постепенно наш проводник стал замедлять темп и часто оглядываться… Похоже мы немного заблудились… Немного, потому что достаточно быстро определившись по каким-то неизвестным нам приметам, он смело направился на очередной холм. Последовав за ним, через десять минут с вершины холма мы увидели цель нашего путешествия – каменный лес. Правда, был он далековато и находился совсем не с той стороны, где ожидали. Перепутав расщелины, мы обошли нужное нам место по кругу и вышли на него с другой стороны. Постепенно приближаясь, каменный лес, выглядевший тёмным пятном, приобретал всё более конкретные очертания.

И вот мы дошли! Первое впечатление – небольшое разочарование… Каменный лес оказался совсем небольшим артефактом, как со стороны общего размера, так и со стороны его элементов и к тому же прилично разрушенным. Но постепенно, по мере рассматривания и «углубления» в дебри леса, разочарование исчезало, заменяясь восторженными впечатлениями.

Каменный лес Кызылкумов
Каменный лес Кызылкумов
Каменный лес. При ближайшем рассмотрении он оказался большим скоплением кусочков каменных трубок самых различных размеров. Сам «лес» занимает небольшую площадь на вершине одного из холмов. В диаметре это скопление трубок занимает не более 50 м. Сами трубки по высоте небольшие, около полуметра. Но кто-то, возможно первые археологи, поставил эти трубки друг на друга, складывая из кусочков, что то наподобие дымовой трубы. Из лежащих на холме трубок всегда можно найти трубки одного «дерева» и тогда эти кусочки точно стыкуются друг с другом, как в пазлах или мозаике. Однако большинство трубок, по разным причинам, разбиты или разрушены. Из таких кусочков тоже можно собрать целые трубки, но тогда придётся применять клей, чтобы конструкция не развалилась.

Мы попробовали собрать несколько «труб», это оказалось довольно просто – все куски лежат рядом друг с другом. Долго ли они простоят – неизвестно. Нам кажется, что при сильных ветрах вся эта сложенная из кусков конструкция рано или поздно развалится. Гипотез их происхождения несколько, вот некоторые: Многие миллионы лет назад по берегам тёплых морских заливов и озёр росли "допотопные леса". А потом они были перекрыты слоями морских и речных наносов и за долгое время в почве окаменели. Древесина минерализовалась, но сохранила полностью свой прежний вид, структуру.

Имеется противоположное мнение, краткая суть которого заключается в следующем: "рои трубок, образующие в рельефе формы, напоминающие органные трубы, либо окаменевшие "лесопосадки", представляют собой остатки корневых частей железорудных месторождений, которые были образованы в результате деятельности элизионной рудообразующей системы, сложившейся в Кызылкумах в кайнозойскую эру".

Находки "альтернативных" фактов свидетельствуют о предпочтительности гидротермальной версии. Это процесс вертикального термального проникновения новообразованного песчаника перпендикулярно наслоению песчаников биссектинской свиты, что свидетельствует о зарождении трубчатого тела (о, как заумно!).

Каменный артефакт
Каменный артефакт
Но более правдоподобной, на наш взгляд, выглядит следующая: поскольку во внутренней полости трубчатого тела были обнаружены остатки древесины, это обстоятельство позволяет предположить, что тонкоствольная растительность выделяла какую-то "липучую" клейкую жидкость, на которую активно "приклеивались" песчинки, создающие формы "псевдостволов. Они, естественно, отличаются от фрагментов окаменевших стволов деревьев мелового периода, часто встречаемых на дневной поверхности пустыни. Последние пропитаны гидроокислами железа и кремния, но сохранили все структурные особенности деревьев мезозоя. "Псевдостволы" Джаракудука сложены только песчаником с более интенсивным ожелезнением вокруг его внутренней полости, что, вероятно, свидетельствует о внутреннем прогреве "трубы" восходящими напорными гидротермалитами. Комковидные образования песчаников, рассредоточенных в обнажениях склонов при их раскалывании молотком обнаруживают внутри отпечатки листьев с достаточно высокой сохранностью, что также позволило нам предположить о выделении не только стволами и ветвями, но и листьями липучей жидкости, притягивающей песчинки. Структурно трубки выглядят то как слипшийся окаменевший песок с сильно разрушенной поверхностью, то как обыкновенный камень и даже как нечто металлическое. На «срезе» отсутствуют какие-либо структуры напоминающие дерево, они просто гладкие, без признаков годовых колец. Внешне они скорее напоминают остатки древнего водопровода.

Пробыв «в лесу» около получаса, мы начали спуск. Маленькое количество времени проведённое здесь было обусловлено несколькими факторами: частыми остановками по дороге для фотографирования, небольшим количеством людей, дошедших до цели (не все смогли подняться по крутым склонам) и необходимостью засветло добраться до следующего исторического памятника – петроглифов.

Спуск прошёл быстро и без особых эксцессов. Во-первых, шли по нужному направлению, во-вторых, спускаться было легче, чем подниматься. Только требовалась осторожность и осмотри-тельность, чтобы не скатиться вниз вместе с осыпающимся песком. Вначале спуска мы увидели ещё один холм с такими же образованиями, но, в отличие от первого, здесь все трубки были разрушены, ни одной целой. Забрав по пути оставшуюся часть группы, мы довольно быстро спустились к машине, которая была на месте в нетронутом состоянии, что и следовало ожидать. Впереди у нас был длинный путь (это ещё около 150 км.) к петроглифам, но это уже будет со-всем другая история.

Фотографии и текст - Александр Ким

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Барханы Кызылкумов
Барханы Кызылкумов

Дорога через барханы
Дорога через барханы


Автодорога в Кызылкумах
Автодорога в Кызылкумах

Сухая ферула
Сухая ферула


Дорога по пескам
Дорога по пескам

Ящерица
Ящерица

Берега высохшего озера
Берега высохшего озера


Плато
Плато

Русло реки
Русло реки

Непреступные стены
Непреступные стены


Панорама такыра Ходжакуль
Панорама такыра Ходжакуль

Склон с каменным лесом
Склон с каменным лесом

Разломанные стволы
Разломанные стволы


Каменный лес
Каменный лес

Вид на каменный лес
Вид на каменный лес

Обломки леса
Обломки леса


Различные структуры
Различные структуры

Столбики леса
Столбики леса

Нестандартные формы
Нестандартные формы

Промытие воды
Промытие воды

Каменные образования
Каменные образования


Гора с каменными образованиями
Гора с каменными образованиями

Утес в Кызылкуме
Утес в Кызылкуме

Авицена Аксарсай Акташ Акшуран Аптека Аркутсай Арча Башкызылсай Безопасность Бельдерсай Булаксу Бухара Гулькам Горы Западный Тянь-Шань Заповедники Заратустра Испай Каранкуль Кызылсу Коксу Маршруты Мумие Водоемы Памятники природы Петроглифы Пустыни Путешествия Реки Самарканд Таваксай Ташкент Топонимы Фауна Флора Фотогалерея Фоторепортаж Хива Ходжа Ахрар Ходжикент Чавата Чарвак Чимган Шаш-Илак Экология

copyright © www.orient-tracking.com