ПУТЕШЕСТВИЯУргут - Гус - Каратепа - Терсак Самаркандская область Ургутский район |
САМАРКАНДCКАЯ ОБЛАСТЬ - УРГУТСКИЙ РАЙОН |
[ 22-24 апреля 2011 года ] |
|
Дети семьи Хамдамовых В гостинной комнате: сюзане, сундук Отец семейства за трапезой Закладка красителей в марлевую повязку Окраска ниток Процесс нанесения рисунка весьма важный этап в создании сюзане Работа над вышивкой сюзане Рекомендации мастера Окантовочный шов Юрма Закладка дров в печь - тандыр Перед закладкой в тандыр тесто нужно слегка увлажнить Узбекистан - щедрая земля Танцы и частушки Бешкасак Благодарственная молитва |
Я уже упоминал о мастере сюзане Хамдамовой Мавлюде Норимовне, являющийся одной из знаменитых мастериц Ургута. Ее учителем по вышивке была ее мать – Мизомова Нарзи, впрочем как и у многих ремесленников Средней Азии, мастерство от отца к сыну и от матери к дочери проходит в узких семейных кругах, следуя необходимым традициям. Ученики Мавлюды - ее дочь, внучки и невестки. Сюзане (Сюзани) – традиционная восточная декоративная ручная вышивка. Этот вид прикладного искусства является древнейшим способом украшения тканей. Кроме сюзане, вышивкой украшались одежда, мелкие бытовые предметы, а также отдельные части конского убора. Таджикское слово «сюзан» - «игла», вошло в корень слова «Сюзани» (игольное, шитое иглой), и означает в обобщающем смысле «крупную декоративную вышивку». Эти своеобразные настенные панно обычно вешаются на стенах внутри жилых помещений. Сюзане отличаются яркими и богатым красками, разнообразными по стилям узорам. В разных районах, вышивки отличаются многими стилевыми приемами: орнаментом, композицией, колоритом.
Процесс создания рукотворного произведения, можно разделить на два основных этапа: собственно само вышивание и рисование – нанесение узоров. Причем рисование узоров – является ключевым в процессе создания сюзане как искусства. Рисовальщицам необходимо помнить «историю» узоров не только тех, которые они помнят и создают в данное время, но и узоры на тканях сделанных для их собственного приданного. Дело в том, что традиционно сюзане изготовлялось молодыми девицами в процессе подготовки к предстоящей собственной свадьбе. Это могло занимать многие годы, и все те узоры, которые они вышивали на этих сюзане, предавались «по наследству» от матери к дочери. Роль сюзане в свадебном ритуале велика. По старинной традиции, панно вначале развешивались в доме невесты и после первого свидания невесты и жениха, развешивались в отдельной комнате дома жениха. Они украшали это помещение обычно долго, но со временем некоторые вышивки снимались и складывались в сундук, оставляя лишь одну-две вышивки сюзане. Кроме свадеб, сюзане изготовлялись и для обряда обрезания. Процесс нанесения рисунка на светлую ткань в старину производился самодельными чернилами из сажи. Для темных тканей использовали светлую глину (иногда с добавлением патоки). Рисовали камышовым пером или заостренной палочкой. Сейчас же мастерицы используют авторучки и карандаши. В отличие от европейского рисования, самаркандские рисовальщицы сюзане начинают свой рисунок с мелких узоров, начиная с частностей и переходя к целому. Манера и стиль рисования в каждом регионе и у каждой рисовальщицы разные. Существует несколько способов вышивания рисунка. В большинстве самаркандских сюзане используется шов «басма» (разновидность глади вприкреп), отличающаяся от аналогичной бухарской и нуратинской техники. Разновидность глади вприкреп – «канда-хайол» (хыйол) – широко применялся в старину как раз в Ургуте. Еще одна разновидность застилающего шва «чинда-хайол» - двусторонний шов, применялся для двусторонних сюзане, например при вышивке поясных платков (бельбок) и утиральников (танпоккун). Кроме того используются также и специальные окантовочные швы, для обводки лиственных элементов. При этом существует две разновидности этого шва: «ильмак» (петелька, крючок) и «юрма» (тамбурный). В Самарканде издавна использовался окантовочный шов «юрма», выполняемый с помощью крючка («бигиэ» - шило) и круглых пялец (чамбарак). Мавлюда Норимовна поведала мне особенности некоторых узоров и видов сюзане. Например, на обширном панно размером 3,5 на 2,5 метра выделяется верхняя полоса – занавесь, называемая «зардевор», в боковых вертикальных полосах выделяются узоры называемые «муслима». В качестве узоров используются такие растительные и предметные орнаменты как: самса (ромб), луна (полумесяц), перец, чайник, гранат, йул (дорога – две параллельные полосы) и др. Среди изделий из сюзане можно отметить такие как: «жойномоз» (коврик для намаза размером 1,2х0,8 м), «токчапуш» (покрывала для курпачей и подушек - 0,8х0,8 м), «болумпуш» (покрывало для большой курпачи – 1,5х1,5 м), «бельбок» (пояс для подпоясывания – 1,0х1,0 м), «руйжой» (покрывало на кровать – 2,5х1,6 м), «чимилдик» (то же покрывало, но используемое в первую брачную ночь), «бугджомапуш» (треугольный сверток для поклажи, берущийся в путешествие или гости), «бешикпуш» (покрывало для колыбели – 1,5х1,2 м), «ойнахолта» (занавесь для зеркала – ок.0,5х0,5 м). Этим «ойнахолта» закрывают зеркало вечером в течение 40 дней после свадьбы. В своих узорах, мастерицы иногда «записывают», вернее вкладывают особыми узорами слова, пожелания и прочие послания. Так, в сталинские времена зашифровывали послания в сюзане, передаваемые затем своим мужьям, находящимся в лагерях. В целом Ургутские сюзане можно характеризовать как Самаркандские, хотя нужно при этом сказать, что современное искусство сюзане отличается от более старинного, менее подверженного смешению культур народов Средней Азии в XX веке, когда экономическое развитие региона привнесло новые технологии и материалы. После демонстрации особенностей изготовления сюзане, я был приглашен в гостиную комнату, увешанную этими красочными панно. Здесь мне был продемонстрирован один из видов изустно-музыкального творчества - «бешкарсак», исполняемый под заводящий ритм дойры (национальный ударный музыкальный инструмент из рода бубна). Бешкарсак, как жанр народного творчества свойственен Самаркандскому региону и участвуют в нем как мужчины, так и женщины. По традиции бешкарсак исполняется на дойре с обязательным похлопыванием в ладоши и танцевальным сопровождением. Название «бешкарсак» происходит из двух слов – «беш» - пять, и «карсак» - хлопок. Для этого вида творчества, как и для многих восточно-народных музыкальных произведений характерен свой цикл: яккарсак, дукарсак, секарсак, чоркарсак и бешкарсак. Для Бухарского же региона в этом стиле характерен изустно-музыкально-танцевальный жанр «мавриги». Пришедшие женщины – жительницы кишлака Гус, вначале немного скромно, но потом уже более уверенно исполняли бешкарсак. Ритм дойры сопровождался похлопыванием в ладоши, а нарядные дети с удовольствием пританцовывали перед камерой. Это продолжалось некоторое время, пока не настал черед присоединиться к танцующим и самой Мавлюде. После, вся большая семья с гостями сфотографировалась на память возле заставленного всяческими яствами столика, и как это часто случается с благодарственной молитвой. Жена Гулома при этом успевала хлопотать на кухне - выпекать в традиционной восточной печи – тандыре незабываемые угргутские лепешки. Смотреть за процессом приготовления хлеба – занятие весьма интересное и поучительное. После вечерней трапезы, мы еще долго сидели в нарядной комнате, ведя беседы на разные темы, где тема сюзане преобладала над всеми остальными. joeandex * Использование материалов страницы только с согласия автора
|
В мастерской Мавлюды И мастерская и музей! В гостинной Высушенные зеленые корки и скорлупа грецкого ореха Листья грецкого ореха тоже используют при окраске ниток Нанесение рисунка Семейное вышивание Окантовочное вышивание Юрма с помощью крючка Вышивка по предварительно нарисованному узору Восточные украшения Изготовление лепешек Нанесение рисунка на лепешку специальным штампиком Частушки Бешкасак Вечер в кишлаке Гус |
copyright © www.orient-tracking.com |