Orient Tracking

Домики Верхнего Ургута Кладка кирпичей несторианского храма в Ургуте Цветущее детство

САМАРКАНДCКАЯ ОБЛАСТЬ - УРГУТСКИЙ РАЙОН

Сулеймантепа


На центральной улице Ургута в базарный день
На центральной улице Ургута в базарный день

Улочка в Верхнем Ургуте
Улочка в Верхнем Ургуте

НЕСТОРИАНСКИЙ ХРАМ (МОНАСТЫРЬ)

Забота о младших
Забота о младших
По приезду в Ургут мы направились на поиски развалин древнего несторианского храма. И опять нужно было ехать вверх по Ургутсаю, в сторону Чор Чинора. Ни мой проводник Гулом, ни водитель Шодмалик не знали точного месторасположения этого археологического памятника. А судя по отрывкам из некоторых источников, где-то здесь также нашили и остатки буддийского монастыря. Один из молодых местных жителей все же помог нам найти это место, оказавшееся совсем рядом – где-то в двух километров от Чор-Чинара. Мы проезжали по узким улицам верхнего Ургута, поворачивая то влево, то вправо. Дорога здесь уже местами была грунтовая. И вот в одной из махаллей мы остановились и пошли дальше пешком по пересеченной местности - по тропинке между холмистыми огородами соседних участков. В одном из таких участков, посреди огородов, пустырей и редких домиков находится так называемое Сулеймантепе (Сулаймон-Тепа - холм Сулеймана) – археологические раскопки средневекового несторианского храма IX-XIII века.



Женщины возле остановки, отдыхающие в тени дерева
Женщины возле остановки, отдыхающие в тени дерева

Автомобилография: дедушка в Ургуте
Автомобилография: дедушка в Ургуте

Распространение христианства на востоке связанно с апостолом Фомой, проповедавшим новую религию в Индии. Упоминается также о могиле апостола Матфея в армянском монастыре на берегу Иссык-Куля. По археологическим материалам известно, что первые христианские общины в Средней Азии появились в пригороде Мерва, где были найдены монеты датируемые II-III вв. в погребениях церковных зданий относящихся к I-II вв.. В Средней Азии распространение христианства связанно с именем епископа Баршабба (Барахий). Так, в знаменитом труде Беруни «Памятники минувших поколений», священник Барахий принес христианство в Мерв, приблизительно спустя 200 лет после Воскресения Мессии, где была основана Мервская митрополия.

Монета правителя Чача - VII в н.э. с изображением креста
Монета правителя Чача -
VII в с изображением креста
В III веке христиане продвинулись по караванным путям в Согд и Бактрию из сасанидского Ирана, а в IV в гонения Шапура II заставили христиан вновь бежать на восток, где они также упоминаются у кушан и гуннов (хунну, сюнну). Начиная с V века, после осуждения восточной Сирийской (несторианской) церкви на Эфесском и Халкедонском соборах, несториане активно хлынули на восток – в Иран и в Среднюю Азию. Здесь же селятся христиане и других толков – яковиты и мелькиты. Несториане притесняли мельктитов, которые в свою очередь смогли еще долгое время оберегать чистоту своей веры в Хорезме. С.П. Толстов, изучив документ VIII века, пришел к выводу, что в состав Хазарской митрополии входила Хорезмская православная епископская кафедра. В этом же VIII в, хорезмшах принимает христианство и обращает ее в государственную религию, следы которой сохранялись здесь до времен Ислама.

Христианство распространяется среди части эфталитов, а в VI в среди владений Западного Тюркского каганата. В V-VI вв. в Самарканде утверждается митрополия. В Пенджикенте были найдены росписи из библейских сюжетов на стене одного из домов. Здесь же в Пенджикенте в VI-VIII вв. были распространены также зороастризм, буддизм, индуизм и маздеизм, о чем говорят другие сюжетные росписи и найденные артефакты в храмовых и дворцовых сооружениях. C VI по X вв. христианские диаспоры увеличиваются и доходят до западных границ Китая в Восточном Туркестане. Согдийская диаспора в те времена активно распространялась в Центральной Азии – в Таримском бассейне вокруг Лобнора и Ганьсу, в Семиречье, Ордосе и Монголии. Миссионеры активно распространяли новую религию среди согдийской диаспоры, используя при этом перевод сирийских оригиналов на согдийский язык и литургию на согдийском языке. В 781 году христианская диаспора в Чаньане (совр. Сиань, Китай), возглавляемая хорепископом Хумдана Язедбоузидом, возвела несторианскую каменную стелу. Еще одну примечательную постройку - Пагода Дацинь (в районе Чжоучжи), связывают с этой же общиной. Несторианство среди тюрков (в особенности уйгур) и монголов играло заметную роль вплоть до XIII-XIV вв. Известно, что жены сыновей Чингизхана и даже одна из жен самого Чингиза были несторианками, а его сын Чагатай сам был несторианином.

Бронзовое кадило из Ургута и другие артефакты
Бронзовое кадило из Ургута
и другие артефакты
Начиная с VII века в центральных и восточных районах Средней Азии возрастают христианские общины. В период с IV по VIII вв. в Согде, Хорезме, Чаче и Уструшане (часть Джизакской и Сырдарьинской областей, а также северо-запада Таджикистана) выпускаются монеты с изображением несторианского креста. Абу Бакр Наршахи рассказывает о христианском храме в Бухаре, близ ворот Аттарон, на месте которой была возведена мечеть, и которую многие из исследователей связывают с мечетью Калян. Здесь же, в Западном Согде, была найдена серия монет с несторианскими символами. Среднеазиатский историк арабского происхождения Абу Са’д Ас-Самани свидетельствовал, что в Бухаре находилась мечеть Аш-Шам (Сирийская), отождествляемая с мечетью Бану Ханзала, на месте христианской церкви, упоминаемой в X веке. Хотя сама мечеть Бану Ханзала, но некоторым источникам, была основана в VIII веке при завоевании Бухары ибн Кутейбой.

Кайраки и сирийская надпись на скале близ Ургута
Кайраки и сирийская надпись
на скале близ Ургута
Митрополия в Самарканде, согласно сирийским хроникам была учреждена при патриархе Иешубе II (628-643 гг.). В.В. Бартольд и Э.Захау приводят другие данные относящиеся к основанию митрополии в Самарканде, а именно при патриаршестве Ахая (410-416 гг.). Сирийский церковный деятель, врач и писатель Абу-ль-Фарадж ибн Гарун (Григорий Иоанн Бар-Эбрей) упоминает о несторианском митрополите в Самарканде в 1046 г. А Марко Поло рассказывает о церкви Св. Иоанна Крестителя в Самарканде, построенную во второй четверти XIII в. В 1968 г на древнем городище Самарканда Афросиабе были найдены медные монеты тюркских правителей середины VII в. На монетах присутствует изображение царя, по обе стороны от головы которого помещены кресты с расширяющимися концами, причем у одного из крестов нижняя ветвь длиннее и не имеет расширения. Другие монеты из Восточного Согда также содержат несторианский символ в виде равноконечного креста. Там же был найден бронзовый равноконечный крест, датируемый VIII веком. В южной части Самарканда в 1969-1971 гг. были отмечены погребальные сооружения, а также возможно, руины храма, разрушенные при строительных работах.

В Эрмитаже хранится «Ампула Святого Мины», происходящая из Самарканда. Это небольшая керамическая фляжка с двумя ручками, за которые ее подвешивали к поясу. Две приплюснутые стороны сосуда украшают медальоны с изображением святого с распростертыми руками, над плечами которого находятся два равноконечных креста, а у его ног - две фигурки лежащих верблюдов. Обычно такие сосуды изготавливались в VI-VII вв. в монастыре святого Мины в Египте (к западу от Александрии). Христиане держали в них целебную воду или масло. Возможно, эта ампула-эвлогия попала в Самарканд вместе с паломниками и христианами-переселенцами.

Монеты с христианской символикой
Монеты с христианской символикой
На левобережье Заравшана, в 20 км к юго-востоку от Самарканда, в окрестностях селения Дурмен (Дорман, по другим данным возле селения Пастдаргом) в 1986 году в результате археологических раскопок небольшого холма было обнаружено несторианское погребение. Были найдены различные предметы вооружения, набор инструментов, равноконечный крест из тонкого золотого листа нашитый на одежду, обломок золотой монеты, две серебряные пряжки, зеркало, обломки костяных орнаментированных пластин и многие другие предметы, характеризующее дано погребение как захоронение смешанного типа, где христианизация племени в урочище Дурмен уживались с языческими представлениями.

Интересное описание приводит Абдул Касим Ибн-Хаукаль, рассказывающий о существовавшем здесь еще в X в. христианском селении Вазкерд (Вазд, Вазгерда) в горной местности Шавдар (Савдар, Шавдор), находящимся в 4 фарсах от Самарканда. Арабский географ говорит о прекрасном климате здешних гор, о красивых реках текущих к селениям, о большом улове рыб в запрудах, о здоровом населении и о Церкви расположившейся на горе Шавдар, в кельях которой уединяются приехавшие сюда христиане. Церковь эта, по Ибн-Хаукалю, в которой много также и месопотамских (иранских) христиан, владеет недвижимой собственностью, а место, где она стоит – господствует над большей частью Согда. Описание этой местности, по мнению В.В. Бартольда, как раз соответствует окрестностям современного Ургута. Интересно, не гору ли «Аллаярон», что высится отдельным уступом над Ургутом имел ввиду Абдул Касим Ибн-Хаукаль?

Литой горшок с крестом из Ургута. Фото с сайта (iranicaonline.org)
Литой горшок с крестом из Ургута
Фото с сайта (iranicaonline.org)
В разные годы В.В. Бартольд (в 1894 г.), В.Л. Вяткин (в 1902 г.) и М.Е. Массон (с 1932 г.) искали упоминаемые у Ибн-Хаукаля и Ал-Истахри христианские поселения ВазкердУргутском районе) и Винкерд (в землях Чача). Со временем были найдены кайраки (намогильные гальки), а также бронзовое кадило с изображениями праздников. Массивное бронзовое кадило, найденное в Ургуте в 1916 г., определено В.Н. Залесской как сирийское и датируется периодом понтификата патриарха Тимофея I (780-829 гг.). В это время особого подъема достигает миссионерская деятельность несторианского духовенства. На кадиле изображены сцены из Нового Завета: Благовещение, Встреча Марии и Елизаветы, Рождество, Крещение, Распятие, Жены мироносицы у гроба. На дне снаружи изображен рельефный крест с большими бусинами по концам креста. Это бронзовое кадило хранится в Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга. По мнению Г.Я. Дресвянской это кадило изготовлено в Ургуте по сирийским образцам. В самом же кишлаке Гус, возле холма Коктепе (зеленый холм) был обнаружен керамический горшок с литым крестом и имитацией сирийского письма.

Следует также отметить многочисленные следы пребывания христиан в горах Ургута в виде наскальных надписей. В свое время В.В. Бартольд в нескольких своих трудах упоминал фрагменты сирийских надписей и изображения крестов в окрестностях Ургута (местечко Суфиен). В 1922 году надписи в пещере были обнаружены ташкентскими студентами из Туркестанского университета. Были сделаны восковые оттиски и привезены в ташкентскую библиотеку, где с ними и ознакомился В.В. Бартольд. Надписи оказались на сирийском, согдийском, персидском и уйгурском языках. Позже, в 1955 году ургутские школьники, во время похода в горы, обнаружили пещеру с мумие, в который были надписи, чьи-то кости и книги. Позже эти находки были отосланы в Ташкент к известному ученному-археологу Г.В. Парфенову, который и определил высокую важность найденных арамейских, новоарамейских или сирийских надписей, являющихся литургическими языками древней Восточной Церкви. Что касается костей и книг, то это оказались не столь значимые находки, датируемые современностью, и скорее всего, книги здесь были спрятаны от Советской Власти.

К христианскому культовому сооружению относят вскрытое в 1973 году археологический объект Коштепа (двойной холм) возле селений Акмачит и Урамас в Ургутском районе Самаркандской области. В результате раскопок было выявлено прямоугольное здание с круглым залом, архитектурными особенностями близким к византийским храмам. Возраст памятника датирован VII-VIII вв. Здесь был найден венчик хума (большой сосуд) с тремя оттисками печати, где изображены две мужские фигуры, одна из которых в длинном одеянии с высоким головным убором. В левой руке этой фигуры - книга (возможно Евангелие), а в правой высокоподнятой руке он держит крест, осеняя склонившегося перед ним в коленопреклоненной позе мужчину в богатом одеянии и короне. Исследователи считают, что здесь передана сцена крещения лица знатного рода.


Такой вид открывается с Верхнего Ургута
Такой вид открывается с Верхнего Ургута



Археологический памятник Сулаймонтепа. Взят под государственную защиту. Посторонним вход воспрещен!
Археологический памятник Сулаймонтепа. Взят под государственную защиту. Посторонним вход воспрещен!



Домик в Верхнем Ургуте
Домик в Верхнем Ургуте



Кирпичи сложены здесь в надежде на реставрацию
Кирпичи сложены здесь в надежде на реставрацию



Приглядевшись - можно заметить различные отпечатки на кирпичах
Приглядевшись - можно заметить различные отпечатки на кирпичах



Сулеймантепа - место раскопок несторианского храма в Ургуте
Сулеймантепа - место раскопок несторианского храма в Ургуте



Часть стены, по-видимому, пережившая тысячелетие
Часть стены, по-видимому, пережившая тысячелетие



Тысячелетние кирпичи
Тысячелетние кирпичи



Вход в неф, колодец или тоннель (?)
Вход в неф, колодец или тоннель (?)



Девочка - Гульбог
Девочка - Гульбог

Но все же, средневековой христианский храм, упоминаемый Ибн-Хаукалем в селении Вазкерд, был найден украинским археологом и востоковедом Алексеем Викторовичем Савченко во время проведения Восточно-Согдийской археологической экспедиции. Изучая рукописи ибн Хаукаля, А. Савченко пришел к выводу, что в переводах этого труда - «Книге путей и царств» допускалась графическая ошибка в слове Вазкерд (Wzkrd), правильное написание которого - Варкуда (Wrkwd), а это уже прямое арабское произношение слова «Ургут». Такого рода ошибки, касающиеся неизвестных географических названий, могли совершать переписчики – писцы. Арабская графика изобилует диалектическими знаками – точками и запятыми, отделяющими буквы, и стоит только добавить или забыть один такой знак, как слово сразу же принимает другое значение и произношение.

В 1996 году началась эта археологическая экспедиция, но только в 1997 году в местечке Суфиен (Отшельник), находящемся выше Чор-Чинора, этот храм был найден. Искать руины монастыря, основываясь на древнее описание не просто. Приходится внимательно изучать топографию, расспрашивать местное население о названиях и найденных предметах в былые годы. В общем, найти в этом горном заселенном месте древний храм, весьма непросто. Но все же, удача улыбнулась археологам и случайным образом был найден этот архитектурный комплекс. В местечке Сулейман-тепе (Сулаймон-Тепе), на водоразделе Ургутсая и Кумлоксая, фермерский трактор случайным образом задел край холма, оголив кладку кирпичей. Прибывшие сюда работавшие неподалеку археологи под управлением А. Савченко были приятно удивлены – это было то, что они искали. Название Сулеймантепа произошло от жителя этого места - Сулеймана, который после Второй Мировой Войны построил здесь дом. В память о Сулеймане местные жители и назвали соседний холм «Сулаймонтепа». Раскопки продолжились в 1999 году, в ходе которых было вскрыто несколько помещений. По данным радиоуглеродного анализа керамики, был выявлено время основания монастыря – середина IX века. Позже были найдены некоторые предметы относящиеся к VII в.

Финансовые последствия дефолта 1998 года, позволили продолжить раскопки лишь в 2004 году. В результате было выявлено сооружение из жженого кирпича, ориентированного по сторонам света, типичного для христианских храмов. Были также раскопаны рухнувший арочный свод, а также железный нательный крест, скорее всего церемониальный. В целом, здание типично для караханидской эпохи IX-XI вв. В 2005 году работы были продолжены. Площадь раскопок составила 500 м2. Был найден алтарь с криптой (лестница, крытый подземный ход). Над алтарем росла чинара возрастом около 700-800 лет. Именно столько лет назад – в XIII веке при монголах, монастырь и был заброшен. В монастыре был открыт еще один алтарь и два нефа (вытянутое помещение, ограниченное рядом колонн). Также были найдены керамические сосуды с оттисками христианских крестов, печать мастера-гончара, фрагмент ритуального блюда с оттиском креста, служившего, по-видимому, для подачи просфоры во время причастия. В нише храма была найдена лампада с маслом. В монастыре находилась лечебница, где практиковали хирургические операции. Также был найден 150-ти метровый тоннель, ведущий от горного ручья в монастырские колодцы, глубиной в 13-15 м. Стены монастыря – с двойной кладкой, каждая по 2,5 м в толщине. Такие мощные стены нужны были для защиты от горных селей и оползней. Сохранились фрагменты росписей на стенах внутри здания. Интересен тот факт, что на многих кирпичах виднеются отпечатки следов диких животных. По-видимому, когда строился храм, здесь были дикие места, где жили крупные млекопитающие, оставлявшие ночью следы на сырых кирпичах, сохнувших днем на солнце перед обжигом в печи. В целом здесь наблюдается архитектура сирийского каменного зодчества перенесенного в пахсу. Пол выложен тонкой керамической плиткой, покрытой алебастром.

Нельзя отрицать принадлежность паломников и монахов не только к несторианской церкви, но и к яковитской или мелькитской, хотя, по словам А. Савченко, это менее вероятно. По словам 102-х летнего аксакала Рузибая Джаббарова, жившего в Ургуте, в начале XX века в окрестностях ходило название «урус мачит» (русская церковь). Еще в те времена, местное население рассказывало представителям Царской России, что здесь и между Самаркандом и Ургутом в былые времена проживали христиане. Причины, побудившие монахов оставить эти места, пока не ясны. Можно лишь сказать, что это не было результатом какого-либо стихийного бедствия, разрушения или военного вмешательства. Была найдена печь, в которой лежал горшок с едой так, как будто человек просто отошел от него ненадолго.

Участники археологической экспедиции также занимались поисками наскальных христианских надписей. В литературе присутствует информация о нахождении таких надписей в ущелье Котирбулак (Кутирбулак), в местечке Кызылкия (Кызылка - «красная скала») найденных студентами в 20-е годы прошлого столетия (см. выше). Изучив эти упоминания у В.В. Бартольда и Г.В. Парфенова, Алексей Савченко обследовал немало карстовых пещер в двух ущельях Чакилкалянских гор Ургута, пройдя десятки километров на значительной высоте, но надписи так и не были найдены. Было потрачено много времени и усилий. В один из выходов в горы он даже взял с собой участника похода 1955 года - Джаббора Рашидова, который с точностью указал место нахождения пещеры. Но оказалось, что пещера покрытая изнутри мумием, была посещаема местными жителями, которые скалывали ценное лекарство вместе с со слоем известняка. Найти надписи здесь не удалось. Но все же, везение не покидало участников этой экспедиции. В 2006 году, случайным образом была обнаружена пещера с надписями, причем совсем недалеко от раскопок монастыря – в пятистах метрах. Вход в пещеру узкий, внутренний объем – с небольшую комнату. В пещере были обнаружены процарапанные христианские надписи на сирийском и согдийском языках начерченные краской, и одна надпись китайскими иероглифами. Предположительно уединявшиеся здесь монахи-отшельники, оставляли на стенах пещеры свои имена, и простые надписи о погоде за стенами пещеры. Монастырь Ургута скорее всего был важным местом паломничества, хранящим либо мощи святого, либо чудотворную икону. Возможно, что паломники прибывали сюда к святому источнику, и почему бы не предположить, что именно к источнику Чор-Чинара?

В настоящее время памятник частично законсервирован. Приехав на место раскопок, я обнаружил здесь следы недавних археологических работ, но заросших уже свежей зеленеющей травой. Немного в стороне были сложены кирпичи. В некоторых местах виднелись остатки кирпичных стен (возможно фундамент монастыря). Глубокий колодец, по всей видимости - вход в крипту, был открыт. На железном согнутом плакате можно было прочитать: «Археологический памятник Сулаймонтепа. Взят под государственную защиту. Посторонним вход воспрещен!».

В те далекие времена, когда существовал этот христианский монастырь, земля Ургута славилась своей веротерпимостью и плюрализмом. Здесь мирно уживались представители различных религиозных воззрений. Буддизм, зороастризм, ислам, христианство – все эти религии в той или иной степени присутствовали в жизни согдийцев. Ранее я уже упоминал о высказанном предположении касающегося существования святилища богини Аспан (Спента Армаити) в кишлаке Испанза под Ургутом. Также к зороастризму относится храм в Джартепе, руины которого были исследованы в одноименном селении вблизи реки Зарафшан(?). Время постройки этого храма, расписанного фресками (настенной живописью) восходит к рубежу IV-V вв. Здание неоднократно перестраивалось, усложнялась планировка, добавлялись пристройки – коридоры и башни. Где то еще должен быть буддийский храм в Ургутском районе, упоминаемый в литературе.

Дети возле памятника Сулеймантепа
Дети возле памятника Сулеймантепа
Великий ученный и мыслитель Абу Райхан Бируни с уважением отзывался о христианстве, считавшим благородной религией того, кто отдает последнюю рубашку и возносит молитву за врагов. В своем труде «Памятники минувших поколений», Бируни упоминает о подвиге святого мученика Иоанна Мервского. Но это уже другая история...

Как бы то ни было, в этом месте, носящем также название Гульбог (цветущий сад), на месте раскопок христианского монастыря я встретил два прекрасных восточных цветка, двух улыбающихся и скромных девочек, живущих на этой благодатной и повидавшей немало событий земле Ургута.

[ читать далее... ]

joeandex

* Использование материалов страницы только с согласия автора

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Селение в Верхнем Ургуте вплотную примыкает к горам
Селение в Верхнем Ургуте вплотную примыкает к горам



Археологический памятник Сулеймантепа после раскопок
Археологический памятник Сулеймантепа после раскопок



На хранение
На хранение



Здесь велись работы под руководством А. Савченко
Здесь велись работы под руководством А. Савченко



Старинные кирпичи из которых был выстроен несторианский храм
Старинные кирпичи из которых был выстроен несторианский храм



Сквозь ветви орешины
Сквозь ветви орешины



Фундамент или стены храма - монастыря
Фундамент или стены храма - монастыря



Виден сай, по-видимому Ургутсай
Виден сай, по-видимому Ургутсай



Площадка находится между двумя горными притоками
Площадка находится между двумя горными притоками



Девочки возле Сулеймантепа
Девочки возле Сулеймантепа

Авицена Аксарсай Акташ Акшуран Аптека Аркутсай Арча Башкызылсай Безопасность Бельдерсай Булаксу Бухара Гулькам Горы Западный Тянь-Шань Заповедники Заратустра Испай Каранкуль Кызылсу Коксу Маршруты Мумие Водоемы Памятники природы Петроглифы Пустыни Путешествия Реки Самарканд Таваксай Ташкент Топонимы Фауна Флора Фотогалерея Фоторепортаж Хива Ходжа Ахрар Ходжикент Чавата Чарвак Чимган Шаш-Илак Экология

copyright © www.orient-tracking.com