Дома в Верхнем Ургуте
Мальчик с клеткой в которой находится кеклик - горная куропатка
Сходили по воду на Топхану
Входная арка комплекса Чор-Чинор
Входной портал мечети в Чор-Чиноре
Портал мечети в Чор-Чиноре
Михраб мечети Мухиддинхана
Мемориальная беседка в Чор-Чинар
Роща платанов Чор-Чинара
Чинары возле родника
Девушка у пруда
Отражение в воде родника
За пределами комплекса Чор-Чинар
Могучие гиганты
Внутри дупла большой чинары
Местное духовенство Чор-Чинара
Мавлюда в своей мастерской
Небольшой музейчик в доме Гуляма
|
|
МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ЧОР-ЧИНОР |
|
Нижняя Чинара - Топхона |
Далее наш путь лежал в комплекс Чор Чинор (другие написания – Чор Чинар, Чорчинор, Чорчинар, в переводе означающие «Четыре Чинары»). Это почитаемое место находится в «Верхнем Ургуте». Мы выехали от мавзолея Гавзули Азама в обратном направлении – в сторону центра Гуса, а затем и по направлению к Ургуту. От его центра, вдоль Ургутсая постепенно поднимаясь, ведут несколько асфальтных дорог, через «Верхний Ургут». От центра города до Чор-Чинора, расстояние около 3 км. Проехав немного вверх, можно заметить, что вид города Ургута принимает совсем иной характер. Он напоминает кварталы старой части Бухары – узкие и длинные улочки, высокие глиняные дома, колоритный этнос. Только все это находится не в горизонтальной экспозиции, а в наклонной проекции – все эти улицы и дома располагаются по обе стороны от Ургутсая и ведут постепенно вверх по ущелью. Расположившийся слева от дороги квартал Ургута (правобережье Ургутсая) называется Торинжак, – это гузар (даха), так принято называть кварталы города в Средней Азии. Приблизительно в середине пути, где дорога переезжает через мостик сая, находится почитаемое место – «Топхона» (Тупхона). Одно большое дерево платана, возрастом в несколько сот лет, произрастает возле мостика. Чуть ниже находится совсем небольшая заводь – пруд, в котором плещутся несколько горных рыбок. Местные жители набирают здесь воду, которая, по-видимому, считается лечебной. Слово «Тупхона» дословно переводится как «пушечный дом» - в XIX в., во многих городах, в некоторых таких домах была установлена пушка, с которой производили выстрелы ровно в 12 часов дня. Другое название этой местности - «Пастки Чинар» (Нижний Чинар).
Вскоре мы уже подъехали к «Юкори Чор Чинор» (Верхний Чор-Чинор). Надпись над входными воротами гласила: «Чор-Чинор – место отдыха». И как только я вошел в этот комплекс, то меня осенило и некоторое время преследовало чувство, что я здесь уже когда-то был. Чуть позже, смотритель этого комплекса, местный мулла, поведал мне, что такое случается с человеком, т.к. его душа может видеть и идти чуть впереди по времени и в пространстве, нежели тело. В любом случае, мне очень понравился комплекс Чор-Чинор. Здесь, на большой его территории, чувствовалось какое-то особое умиротворение, исчезала суета. Хотелось не торопиться, отдохнуть, посидеть на травке в тени вековых чинар и поразмыслить о жизни.
Аллея Чинар |
Вековые Чинары! Их тут целая аллея! И судя по табличкам, возраст некоторых превышает 1000 лет! Через весь комплекс проходит небольшая дорожка, постепенно поднимающаяся к верхней точке. По сути, здесь целый парк, и по обе стороны от центральной дорожки, растут многовековые великаны, стволы многих из которых, в прикорневой части, сильно вспучены и порой переплетены с соседними деревьями. Самые крупные чинары находятся возле входных ворот, а в дупле из одного из этих огромных деревьев, оборудована небольшая комната. Обычно в таких помещениях, в старину, странствующие дервиши находили временное пристанище для молитв. Так что это дупло смело можно назвать «Чилляхона» (укрытие, место для уединения и молитв). Вход внутрь дупла - через небольшие деревянные резные ворота, на которых было вырезано «Усто Эргаш» (Мастер Эргаш). Пройдя через эти ворота и спустившись вниз по ступенькам, я оказался в довольно прохладном и даже сыроватом помещении. В центре этого дупла, на земле были установлены пеньки – стол и стулья. На самом деле, прикорневой ствол этой чинары, в свое время, образовал несколько отверстий, которые сейчас были заложены шлакоблоками и листами гофрированного железа. В некоторых источниках упоминается, что здесь, в революционное время, проводили конспиративные сходки большевики, а также что здесь размещалась школа. Не знаю как насчет большевиков и школы, но один небольшой класс из пяти учеников можно здесь разместить, но стоит ли это делать именно здесь? Тем не менее, некоторые называют эту чинару «Мактаб Чинор», что значит «Чинара - Школа».
Существует несколько легенд связанных с появлением этого места и первых четырех чинар. Согласно рассказу местного аксакала Мукимхана, жившего здесь до 2006 г, Кусам ибн Аббас, двоюродный брат Пророка Мухаммеда, после установления власти в Бухаре, поставил у власти некого визиря. У этого визиря был сын, который учился в Гиждуване различным светским и богословским наукам. В 856 г (эта дата весьма спорна), после пройденного обучения, его отправили в Ургут для преподавательской деятельности. В это путешествие он взял с собой четыре небольшие ветки – ростки чинар, длиной около 25-30 см которые и посадил в этом месте. Прожив здесь 10 лет, он умер и завещал, чтобы его похоронили возле этих чинар.
По другой легенде, один из арабских полководцев (по некоторым источникам – шейх Ходжа Абу Талиб), во время арабского нашествия, становится одним из правителей Ургута и сажает вокруг родника четыре чинары. Он скончался в 866-867 годах и похоронен у подножия посаженного им чинара. Поэтому это место называется также и его именем - «Ходжа Чорчинар».
Ручей в Чор-Чинар |
Абу Тахир Ходжа Садри, самаркандский ученный XIX века, в своей книге «Самария» о данном захоронении в Чор-Чинаре пишет следующее: «Красивая историческая гробница высокопочтенного Ходжа Абу Талиба Сармаста (Самаста) расположена в горах с южной стороны, относящаяся к землям Самарканда. Над гробницей растут похожие на минареты, высокие и толстые чинары. Здесь есть и родник, дающий воду в объеме, достаточном для работы одной каменной мельницы. В 1831 году с восточной стороны гробницы правитель Каттабек (Великий князь) Диванбеги из Амиров племени Минг, уважающий образованных людей, построил медресе, которое стало одним из мест для учебы...». Биография Абу Талиба Сармаста неизвестна («Сармаст» – слегка пьяный), хотя он считается святым, жившим в первых веках ислама. От медресе, которое было построено правителем Ургута Каттабеком ныне ничего не осталось. Оно было разрушено в период завоевания Средней Азии царской Россией.
Через всю территорию Чор Чинара проходит небольшой ручей с чистой горной водой. Этот ручей начинается от небольшого пруда – источника в верхней части комплекса. В воде виднелось несколько рыбок, в том числе и «золотая». Паломники обязательно приходят к этому источнику для достижения своих желаний и облегчения трудностей. Иногда возле источника паломники приносят животных в жертву. Родник в комплексе Чор-Чинор, по некоторым сведениям ассоциируется с именем Фатимы, дочери пророка Муххамада и жены его двоюродного брата Али ибн Абу Талиба. А чуть выше источника, за пределами Чор Чинара, начинается старое кладбище, впрочем, многие могилы почитаемых людей, находятся и в самом комплексе. По сведениям известного русского путешественника А.П. Федченко, побывавшего здесь в 60-х годах XIX века, в этом мазаре похоронены правители и хакимы (мэры) Ургута.
Мечеть посреди Чинар |
Внутри комплекса есть несколько захоронений. Одно из них - захоронение известного ишана Валихан Исмаилходжа (1842 - 1915), преподававшего в медресе Мири-Араб. Его сын шейх Мухиддинхан (1875-1931) жил в Ургуте и также преподавал в Бухарском медресе. Среди могучих платанов Чор-Чинора, находится мечеть начала XX века. Это здание было выстроено в 1914-1915 гг. шейхом Мухиддинханом и первоначально использовалось как медресе. Хотя внешне и в плане оно больше похоже на мечеть: кирпичные стены, входной портал, огромный купол – все как у других таких строений, возводившихся на всем Востоке, с крестообразным в периметре планом. Зодчий этого медресе – самаркандский мастер Абдукадыр (1868-1934 гг). Купол медресе выполнен ургутским мастером Облокулом (1831-1917 гг). За выдающиеся достижения в зодчестве, этот мастер был прозван «Победитель». Он же построил и Ургутские мечети Джума, Чубин (Чобин), Гузни (Гозни). Украсить внешней майоликой эту мечеть не успели, и скорее всего, из-за наступивших «Красных времен». Вплоть до 1927 года в медресе Мухиддинхана обучались студенты не только из Ургута, но и из других районов Самаркандской области. Ишан Мухиддинхан был изгнан в 1928 году и нашел свой покой в Саудовской Аравии, где и был захоронен в Медине в 1931 году. После изгнания Мухиддинхана, медресе находилось без присмотра. В последствии оно использовалось как детский дом, как дом для престарелых и даже как столовая. В наши дни, купол с внешней стороны, укреплен листовым железом, вставлены рамы, окна и двери и теперь это медресе функционирует как мечеть.
Еще одно надгробие внутри Чор Чинара принадлежит внуку Валихана Исмаилходжи и сыну Мухиддинхана, известному ученому востоковеду шейху Кутбиддинхану Мухиддинову (1906-1983). Шейх Кутбиддинхан Мухиддинов был ведущим крупным ученым своего времени. В годы репрессий он дважды был сослан и приговорен к расстрелу, но по милости божией остался жив. Он был в близких отношениях с Акмал Икрамовым и Файзулой Ходжаевым, завоевал их расположение и уважение. Став известным в Ургуте просветителем, достопочтенный ишан был обвинен, как потомок Мухиддинхана Валиханова, и претерпел бесчисленные мучения. Шейха Кутбиддинхана население Ургута любило безмерно, зная ему цену. Этот шейх был безмерно скромным человеком. Великий поэт Гафур Гулям, считал достопочтенного шейха самым близким другом и светлым человеком. В год кончины Ишана-шейха, по требованию и желанию населения Ургута, его похоронили рядом с дедом. Было установлено подобающее надгробие.
У шейха Мухиддинхана, кроме Кутбиддинхана также было еще трое сыновей: Насырхан (ок. 1917-1989), Кундузхан (ныне здравствующий, возрастом около 90 лет) и Абдулкодырхан (1927-2004 г), сын которого Саид Мухаммад является имамом в местной мечети.
После такой насыщенной экскурсии по святым местам, мы с моим проводником Гулямом вернулись снова в его родной кишлак Гус. Я остался ночевать в доме, среди его большой семьи. Вечером Мавлюда снова показала свою мастерскую и немного поработала в ней, а ее внучки тут как тут стали тоже помогать ей. Ну а позже, после ужина мы с Гулямом составляли план на завтрашний день.
[ читать далее... ]
joeandex
* Использование материалов страницы только с согласия автора
|
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ |
|
|
|
Боковая улочка Верхнего Ургута
Улица в Верхнем Ургуте
Топхона.Если присмотреться, то можно увидеть рыбок
Центральная дорожка в комплексе Чор-Чинар
Внутри мечети
Мечеть и Чинары
Вид на боковой фасад мечети Мухиддинхана
Весна в Чор-Чинаре
Одуванчики в Чор-Чинаре
Вековые Платаны - Чинары
Озерцо - заводь
Верхняя площадка - старинное кладбище
Селение Верхний Ургут
Резная дверь - вход в дупло
Внутри дупла многовековой Чинары
Объем у основания Чинары впечатляет
В мастерской сюзане
Мастерская и музей сюзане
|