Orient Tracking

Тутовник у дороги Зигзаги Ухумсая Заброшенные строения Зияратхона Эшон Бобо Тутовник и дом

ПУТЕШЕСТВИЕ ВОКРУГ НУРАТИНСКИХ ГОР


Айван под кухню в кишлаке Хаят
Айван под кухню в кишлаке Хаят

Вид на верхний Ухум
Вид на верхний Ухум

Надписи на камнях вдоль Ухумсая
Надписи на камнях вдоль Ухумсая

Дерево и облачное небо
Дерево и облачное небо

Вид на гряду Парандос
Вид на гряду Парандос

Отражения в роще Ухумсая
Отражения в роще Ухумсая

Небольшой ручей
Небольшой ручей

Вид на ущелье Ухумсая
Вид на ущелье Ухумсая

Цветущее дерево на склоне горы
Цветущее дерево на склоне горы

Огородик на берегу Ухумсая
Огородик на берегу Ухумсая

Чабанская сторожка
Чабанская сторожка

Первые цветы Ухума
Первые цветы Ухума

Детишки и ослики
Детишки и ослики

Каменно-глиняный дом
Каменно-глиняный дом

Поклон горам
Поклон горам

Селение Верхний Ухум
Селение Верхний Ухум

Дети Ухума
Дети Ухума

Улочка кишлака Ухум
Улочка кишлака Ухум

Мальчик лежащий на земле
Мальчик лежащий на земле

Вид на Верхний Ухум
Вид на Верхний Ухум

Из навоза делают топливо
Из навоза делают топливо

Сторожевая собака
Сторожевая собака

Хохлатка Северцова
Хохлатка Северцова

Хаят - Ухум

ХАЯТ - УХУМ

Девочка в кишлаке Хаят
Девочка в кишлаке Хаят
По выезду из Янгикишлака, дорога немного холмиста, и все также на своем пути мы встречаем небольшие населенные пункты – селения и кишлаки. Вскоре, по левую сторону, все отчетливей начинают проявляться горы Нуратинского хребта. В сторону гор, постоянно отходят небольшие дороги к предгорным и горным кишлакам, таким как: Юкари Учма, Джакак, Куш Учма, Эскикурган, Кызылкишлак, Сафарата, Сарымсак... И хотя между дорогой и горами равнинная часть степи местами составляет около трех-четырех километров, горы Нуратинского хребта здесь уже предстают во всей красе. Вершина всего хребта – гора Хаятбаши (Хаётбоши), высотой 2169 м над у.м. Вроде бы невысокие горы, но, начинаясь от равнинной части, они сразу поднимаются ввысь и отчетливо выделяются на фоне степного ландшафта. Нуратинский хребет в этой части как бы лишен нижнего яруса гор, т.е. низкогорий – «адыров». Отсутствие адыров – холмистых предгорий, по моему мнению, одна из отличительных особенностей этих гор. Хотя эти небольшие холмистые возвышения виднеются по правую сторону дороги, отделяя предгорную степь от озера Айдаркуль.

Дом в кишлаке Хаят
Дом в кишлаке Хаят
Ближе к вечеру, свернув с основной магистрали на небольшую дорогу, мы стали подъезжать к кишлаку Хаят. Этот горный кишлак находится поблизости от границ Нуратинского горно-орехоплодного заповедника. Издалека уже стал виднеться новенький корпус колледжа. В последние годы в республике в отдаленных кишлаках и селениях повсюду встречаются такие учебные заведения. Ближе к горам асфальтная дорога закончилась, и мы въехали в кишлак Хаят по грунтово-каменистой дороге. Первое, что бросилось в глаза – это своеобразная каменная архитектура. Многое и многое здесь было сделано с помощью камня – дома, заборы, дороги… В конце дня обычно на улицах таких селений наблюдается небольшое оживление, и все встречавшиеся на нашем пути останавливались и, открыв рты, (в прямом смысле слова) наблюдали за нашей машиной. На небольшом футбольном поле мальчишки прекратили играть в футбол и уставились на проезжающую машину. Стало ясно, что гости здесь бывают нечасто. Мы постепенно въехали в ущелье Хаятсая. Каменная дорога здесь узкая, и местами при резких поворотах немного захватывает дух. Развернуться тут можно, разве что въехав кому-нибудь во двор. Но вскоре мы уже подъехали к намеченному ранее гостевому дому, где нас уже встречал гостеприимный хозяин.

Пардабой Мусаев
Пардабой Мусаев
После всех необходимых формальностей и устройства багажа, мы начали подготовку к ужину. Хозяин дома - Пардабой Мусаев – старший инспектор Нуратинского заповедника. Участок, где находится его дом, расположен в непосредственной близости от небольшого ручья, стекающего со скальных участков левобережного хребта. Чуть поодаль от дома находится вольер, в котором содержатся несколько особей барана Северцова (горный Архар), которых пытаются разводить в искусственных условиях. В самом Нуратинском заповеднике, конечно же, баран Северцова также представлен. В большой просторной комнате дома, где нас поселили, на стенах всюду развешаны фотографии сотрудников заповедника, ученых, егерей. Среди них и отец Пардабоя, много лет отдавший работе в заповеднике. И как всегда – типичная обстановка восточного дома: жилая стенка, телевизор (параболическая антенна во дворе!), курпачи (одеяла и матрацы), трюмо в прихожей комнате. Ну а в женской (на данный момент) комнате, для удобства имеются также и две кровати. Ужин растянулся на длительное время, и в его заключительной части Пардабой дал почитать нам гостевую книгу, где мы нашли немало интересных и восхищенных записей оставленных иностранными гостями этого дома.

Житель селения Ухум
Житель селения Ухум
Ранним утром следующего дня мы отправились на экскурсию в сторону кишлака Ухум, дабы посмотреть на сам кишлак и петроглифы Ухумсая. Из помощников нам были предоставлены лошадь и ослица, а позже, уже в Ухуме, к нам присоединился и местный проводник – молодой парень не из робкого десятка. Но вначале небольшой подъем на седловину правобережья хребта, отделяющего верхние части кишлаков Хаят и Ухум, мы преодолели вместе с Пардабоем Мусаевым. С перевала хорошо просматриваются верхние части этих кишлаков, имеющие в своей основе особенную каменную культуру. Обойдя кишлак Ухум верхней тропой, мы постепенно спустились на основную дорогу, ведущую вдоль Ухумсая. Дорога эта имеет свою особенность: когда-то, в далекие времена, предки нынешних жителей Нуратинских гор создавали эту дорогу из подручного материала – плоского камня (сланца), повсюду встречающегося здесь. Дорога эта, скорее всего, не прорубалась вдоль склона горы, а собиралась и выравнивалась как мозаика, постепенно «кирпичик за кирпичиком» из этого плоского камня. Этими дорогами и тропами сплошь изрезаны склоны гор, особенно вблизи населенных пунктов. Для укрепления использовались посадки тутовника и других деревьев. А самый нижний ярус дороги, вплотную подходящий к руслу реки, одновременно служит и ограждением для домиков и огородиков, распространенных на большое расстояние вдоль Ухумсая. Для дополнительной защиты от посягательств местной скотины в края дороги горизонтально вставлены сухие ветви. Плоский сланец служит здесь основным строительным материалом - заглянув в одну из чабанских сторожек, я обнаружил, что даже кровать там сделана из этого природного материала. Скорее всего, в далекие времена человек здесь поселился благодаря нескольким факторам – наличию воды, богатого животного и растительного мира и… все того же природного строительного материала – плоского камня.

Дехканин Ухумсая
Дехканин Ухумсая
Практически вдоль всего пути, по дороге к петроглифам, на скальных породах присутствуют различные надписи, это в основном имена и даты (скорее всего даты посещения этих мест) местных жителей и паломников, написанные на кириллице. Хотя в одном месте я обнаружил и арабскую надпись. Места эти многие считают священными, тем более, что вскоре мы увидели саму святыню – мазар святого «Бобо Эшон». Это была небольшая огороженная низким каменным забором территория, вплотную прилегающая к руслу сая. Внутри расположилась небольшая зияратхона (открытое место для молитв), аккуратно сооруженная из камня. Святость этих мест дополняют петроглифы, к которым мы все неуклонно приближались. Еще одна особенность, понравившаяся мне – это практическое отсутствие мусора в горах (пластиковые бутылки, пакеты, бумага и прочее). И это понятно – сюда не часто заглядывают туристы, да и сама святость этой земли предполагает бережное отношение к ней со стороны местного населения.

Петроглифы Ухумсая
Петроглифы Ухумсая
Приблизительно через полтора часа пути, считая от кишлака Хаят, мы подошли к небольшому левобережному притоку Ухумсая, где на небольшом скалистом возвышении среди камней с базальтовой поверхностью была запечатлена картина древних охотников и первых художников. На камне, площадью не более одного квадратного метра, высечены петроглифы – сцена охоты на баранов Северцева. Здесь изображены архары, собака (?) и человек. И видно, как человек взмахивает руками, а собака гонит стадо баранов. В этих окрестностях есть и другие петроглифы, но в этот раз мы их не нашли. Вообще в горах Нуратау и Актау есть так называемые Сармышские петроглифы – самое большое и известное скопление петроглифов, но это далеко от здешних мест. На северных же склонах Нуратинского хребта большое скопление петроглифов есть в окрестностях кишлака Сентяб.

Козлятушки - Ребятушки
Козлятушки - Ребятушки
На обратном пути, увлекшись фотографированием, я отстал от основной группы - хорошо, что мы заранее договорились встретиться уже в Хаяте. Очарованный, прежде всего каменно-глиняными домиками, я на обратном пути не пропускал ни одного эстетически приятного для глаза городского жителя сельского вида – домиков, огородиков, людей и их быт. По дороге мне встречались местные жители, идущие с утра в горы с запряженными осликами и с коровами. А многие уже работали на своих участках возле русла реки. И даже самые маленькие дети направлялись куда-то верхом на двух осликах. Жизнь постепенно пробуждалась, и не только из-за разгара утреннего времени, но и из-за наступивших теплых весенних дней в горах Нуратау. Подойдя ближе к кишлаку Ухум, я решил пройти по его улицам, вернее по улочкам его верхней части.
Строительство стены
Строительство стены
Обычно в таких селениях самые последние домики и улочки выглядят наиболее приближенно к старинным видам. Именно стиль строительства таких домиков и дошел до наших времен. Взрослых мужчин я не видел, впрочем, как и людей преклонного возраста. Но все остальные: дети, женщины, юноши и девушки - все кто видел меня, стали смотреть на меня как на человека, выступающего на сцене театра. Вдруг я почувствовал себя не наблюдателем за этой жизнью, а наблюдаемым. И при всем при этом, мне нужно было работать – фотографировать. Нужно сказать, что люди, окружавшие меня, очень помогли мне в этом, и хоть многие из них попросту позировали, все же в нескольких кадрах мне удалось запечатлеть действительную жизнь, ту жизнь, которая происходит обычно. Дети играли в футбол, а рядом бегали и резвились меж собой совсем маленькие козлята. Мальчик чуть постарше прошел мимо с наполненными водой ведрами. Две собаки породы среднеазиатской овчарки выбежали ко мне, прогоняя меня громкий лаем, но зная их повадки, я немного успокоил их пыл. Чуть поодаль молодые люди были заняты строительством каменного забора. Попросив у них разрешения, я зашел на их территорию и после рукопожатия и знакомства, они дружно стали позировать мне. А после я попросил их показать, как они делают кладку из камней с помощью глиняного раствора.

Жители верхнего Ухума
Жители верхнего Ухума
Эта моя прогулка по кишлаку Ухум была самой неожиданной и плодотворной за все утро. И хотя понятно, что красота природы, красота гор имеет свое особое непревзойденное великолепие, но все же оригинальный и простой людской быт на тот момент времени захватил меня всецело. И уже поднимаясь на перевал отделяющий кишлаки Ухум и Хаят, я был очень доволен тем, что познакомился с такой редкой и своеобразной культурой.

Приготовление пищи
Приготовление пищи
Вскоре после моего возвращения в гостевой дом Пардабоя, и желанного завтрака, мы снова собрались в путь. Было жаль, что я не смог в должной мере исследовать окрестности кишлака Хаят, тем более что в нескольких километрах от него, в районе другого кишлака – Маджрум (Меджрум) – есть уникальнейший объект – многовековое дерево биоты восточной. Возраст этой биоты точно неизвестен, и, по осторожным предположениям, он достигает полутора тысячи лет. Несколько стволов выходят из одного корня, а диаметр у основания составляет 8,5 метров. Длина же окружности всех ветвей – около 24 метров. Рядом с деревом находятся развалины старой мечети «Арча Ота». Жаль, но буду надеяться, что в следующий раз мне посчастливится увидеть это дерево, которое местные жители считают святым.   [ читать далее... ]

joeandex



Мотоциклист
Мотоциклист

Улица кишлака Хаят
Улица кишлака Хаят

Мазар Эшон Бобо
Мазар Эшон Бобо

Горы Нуратинского заповедника
Горы Нуратинского заповедника

Грецкий орех над ручьем
Грецкий орех над ручьем

Небольшая роща
Небольшая роща

Весеннее журчание
Весеннее журчание

Святое место
Святое место

Каменная сторожка чабана
Каменная сторожка чабана

Внутреннее убранство каменного жилища
Внутреннее убранство каменного жилища

Скалы и тутовники
Скалы и тутовники

Сказки Ухума
Сказки Ухума

Дехканин Ухума
Дехканин Ухума

Дорога среди тутовников
Дорога среди тутовников

Лестница на крышу дома
Лестница на крышу дома

Дома селения Ухум
Дома селения Ухум

Женщина, дети, собака, дом и тандыр
Женщина, дети, собака, дом и тандыр

Сельский футбол
Сельский футбол

Пока мужчины на работе
Пока мужчины на работе

Ухумские истории
Ухумские истории

Ухумские игры
Ухумские игры

Обед ослика
Обед ослика

Девушки Ухума
Девушки Ухума

Авицена Аксарсай Акташ Акшуран Аптека Аркутсай Арча Башкызылсай Безопасность Бельдерсай Булаксу Бухара Гулькам Горы Западный Тянь-Шань Заповедники Заратустра Испай Каранкуль Кызылсу Коксу Маршруты Мумие Водоемы Памятники природы Петроглифы Пустыни Путешествия Реки Самарканд Таваксай Ташкент Топонимы Фауна Флора Фотогалерея Фоторепортаж Хива Ходжа Ахрар Ходжикент Чавата Чарвак Чимган Шаш-Илак Экология

copyright © www.orient-tracking.com