Orient Tracking

Каранкуль - Акшуран - Чимган - Бельдерсай - Гулькам - Бричмулла

Скалы Акшурана

В последних лучах солнца. Акшуран
В последних лучах солнца (Акшуран)

Бельдерсай. В свете отражения
В свете отражения

Козлы в схватке. Петроглифы Бельдерсая
Козлы в схватке (Бельдерсай)

Петроглифы Бельдерсая

Ася Костюковская – дизайнер, фотограф
Ольга Артюхина – главный оператор экспедиции
Ходжаниязов Анвар – гид, фотограф

Маршрут путешествия: Ташкент - Каранкуль - перевал Акшуран – превал Арчалы - Чимган - перевал Тахтаджайляу - Мраморная речка – перевал УртаКумбель – Бельдерсай - перевал Четкумбель - петроглифы Башкызылсая – турбаза Бельдерсай – турбаза Чимган – перевал Песочный - Гулькамские теснины – местечко «Водопровод» - селение Янгикурган – Бричмулла – Яккатут – Ходжикент – Ташкент.

Н а станции Каранкуль, мы начали свое путешествие. Пройдя одноименный поселок (Каранкуль) и «форсировав» опасный участок скоростной дороги, начинаем постепенный подъем. Первые два-три километра приходится идти по асфальту. И девушки начинают смотреть по сторонам, ведь наши горы для их взгляда совсем необычны. Единственное, что меня расстроило на первом этапе пути, так это огромная свалка мусора, образовавшаяся здесь за незначительный период времени. Вскоре сворачиваем с асфальтированной дороги на тропу и идем вдоль сая, благо троп здесь видимо-невидимо. Ася и Оля удивляются обилию «плодовых», встречающихся на нашем пути, хотя я отмечаю «неурожайность» года. По дороге «нападаем» на дикий виноград и с удовольствием поглощаем его. После проходим два небольших селения, одно из которых привлекло внимание девушек, и я понял, что наши глиняные домики очень живо интересуют их. Нужно сказать при этом, что к туристическому процессу, по нашим меркам, девушки подготовились основательно. Оля, хоть и недавно взяла в руки видеокамеру (по её словам), но все же увлеченно и внимательно выбирает объекты для съемок, и всегда при этом как-то задумчиво улыбаясь – видимо, ей нравится не только сам процесс создания, но и то что, все это можно будет смотреть потом с большим удовольствием. Ася же, что меня очень удивило и порадовало, оказалась из моего «теста». Она так же, как я, и просто не может идти в поход без фотокамеры. Это позже, когда я посмотрел на её фотоработы, то все стало на свои места – любовь Аси к красотам мира, его прекраснейшим мгновениям и состояниям, все это отображается в её великолепных пейзажах… Тут я немного заговорился, а мы тем временем уже остановились на небольшой отдых около русла Каранкульсая, на одной из небольших полянок, в тени деревьев.

После обеда путь до перевала Акшуран не составил особой трудности и как-то прошел очень быстро. И связывал я этот факт с тем, что дорога была наполненной приятным и непринужденным общением с девушками. Белые скалы Акшурана – своеобразные и мистические, похожие на руины древнего города – столбы и башни, стены и «ворота», окруженные густой растительностью, среди которой арчовники приятно дополняют и без того красивый вид. И очень хотелось остаться здесь, разбить лагерь, полюбоваться прекрасными видами и ждать заката. Но Виталий все же убедил спуститься немного – на небольшую поляну, что находилась чуть ниже родника. Рядом с ней уже была одна немолодая парочка, впрочем, места здесь было предостаточно. А соседи оказались вполне мирными и тихими. Под вечер же, я с Асей и Олей вновь поднялся на перевал. Акшуран настолько интересен своими ракурсами, что здесь, конечно же, стоит проводить значительное время – в поисках подходящей погоды и подходящего освещения. Бродя среди скал и выискивая удачные ракурсы, мы провожали заходящее солнце, неуклонно спускающееся к горизонту, и с радостью поглощали его последние лучики не только своими восторженными взорами, но и своими камерами, без которых трудно представляем свое существование на природе. К нашему приходу Виталий уже приготовил горный плов, и мы с девушками, узнав о сем, с радостью стали предвкушать его. После ужина – культурная программа: в свете ночного костра, рассказы, стихи и всякая болтовня.

Ночь оказалась холодной. И уже утром, проснувшись в нашей с Виталием палатке, обнаруживаю конденсат. А внешние стороны наших дешевых палаток покрылись небольшой росой. Хотя накануне я с твердостью уверил наших попутчиц в том, что росы в наших горах не бывает. Но в данном случае я связываю этот факт с сильной влажностью этого склона. Но вскоре утреннее солнышко напрочь заставило нас забыть о холоде и влажности, тем более что нам предстоял очередной отрезок – спуск в долину Чимгана.

Этот путь не представляет собой особой сложности, и вначале множество троп траверсом ведут вдоль лесистого склона, огибая боковые притоки и постепенно снижаясь к небольшому перевалу Арчалы – водоразделу Ишаккуприксая и Галибасая. Здесь уже повсюду открытая и покрытая травянистой растительностью местность, пышно цветущая в весенний период. Гора Чимган становится все ближе, и вскоре уже подходим к оползню гряды Кызылджар, откуда открылась замечательная панорама Чимганской долины. Спустившись через некоторое время к дороге, отобедали на небольшой поляне. Поразмыслив немного, решаем пойти к Мраморной речке не по дороге, а через перевал Тахтаджайляу, и как оказалось - не зря. Виды с перевала открывались замечательные, жаль разве что, безоблачное небо и обилие дымки не располагали к особой фиксации увиденного на фото и видео материалы. Красиво смотрятся здесь скалистые многослойные отроги и хребты, увенчанные многочисленными арчовниками. Спуск с перевала в некоторых местах довольно крут и проходит хоть и по тропе, но усыпанной мелкими камешками и песком, которые придают ей некоторую неустойчивость, особенно во влажный период. Но наши девушки достойно прошли этот отрезок. Поляна, на которой мы остановились возле русла Мраморной речки, оказалась довольно обжитой. Ровные площадки для палаток, столик, аккуратно сооруженный из дерева и камня, очаг – все располагало к активной фазе отдыха – к чему мы и стали готовиться. Мраморная речка довольно дружелюбна и живописна. Обилие арчовников и другой растительности, утоптанные тропы и наличие питьевой воды с удобными стоянками сделали её одним из посещаемых мест. Нам досталось по наследству от предыдущих отдыхающих на этой поляне несколько мешочков продуктов, в числе которых была картошка, лук, морковь, чай и другие незаменимые сюрпризы, коими мы, не побрезговав, воспользовались чуть позже. Незаметно подкрался вечер, и, уладив все бытовые дела, мы после ужина снова занялись разговорами у костра, продолжив концепцию прошлого вечера.

Утром после всех процедур, завтрака и сборов - следующий небольшой отрезок. Переход через перевал Уртакумбель (1850 м), в долину горной речки Бельдерсай, начался с места ночевки, и после небольшого подъема мы вскоре вышли на перевал. Спуск, как и в предыдущий день местами шел по сильно отвесной и песчаной тропе, но эти участки были совсем короткие. И уже спускавшись вдоль одного из боковых притоков Бельдерсая, мы повстречали на своем пути небольшой табун, мирно греющийся в лучах теплого солнышка. Раскрыв свои саквояжи и вытащив «кучу» техники, мы стали искать хорошие виды. Табун был довольно ленив (что бывает редко) и не хотел сдвигаться с места, даже тогда, когда я подходил к нему совсем близко. Родилась идея немного погонять лошадок, и я зашел с тыла и, размахивая руками, пытался погнать лошадей, но все попытки не приводили к нужному результату. Наконец, оставив табун в покое, но все же сделав кое-какие снимки, мы с девушками стали догонять Виталия Борисовича, ушедшего от нас на приличное расстояние. Вскоре появилось и основное русло Бельдерсая, и, немного походив вокруг него, мы выбирали небольшую полянку возле тропы и ставим палатки. А дальнейшее восхождение к петроглифам намечаем после небольшого отдыха. Предполагалось «налегке» сходить к «Кумбельским петроглифам», оставив в лагере Виталия Борисовича, о чем с ним было заранее договорено, но вскоре обнаруживается, что Оля отказывается от восхождения, но хорошо, что Ася, заманенная не столь самими наскальными рисунками, сколько новыми высотными видами, не отказалась от дальнейшего пути. И после установок палаток, небольшого перекуса и солнечных ванн мы стали собирать понемногу вещи в рюкзак.

В это время мимо нас проходил мужчина с девушкой и тремя собаками. Пригласили посидеть, пообщаться. Григорий Трибесовский – так звали мужчину - личность довольно знаменитая в своем кругу. И нужно сказать сразу, что его я уже встречал в прошлый сезон в горах Чимгана, где он со своим сыном занимался парапланеризмом. Григорий, и это можно сказать уверенно, – мастер своего дела. И помимо парапланеризма, он увлекается горными лыжами и трекингом. Ему принадлежат несколько рекордов по восхождению на «Большой Чимган», и, кстати, он свершил более сотни восхождений на эту гору. Попутчица его оказалась здесь впервые, и он проводил для нее небольшую однодневную прогулку. Григорий более детально описал наш предстоящий путь к петроглифам, рассказал мне о других местах с наскальными рисунками в окрестных горах. Он пригласил нас на следующий день к себе на «полевую базу», что находится в зоне отдыха «Бельдерсай». Вскоре мы с Асей уже собрались в путь, и некоторое время нам пришлось идти вместе с Григорием и девушкой, чем мы были очень довольны. Собаки кружились возле нас, а дорога на перевал Четкумбель (1880 м) прошла как-то быстро и незаметно, заполненная теплыми и интересными разговорами. Вскоре, перед перевалом, мы попрощались, так как Григорию с его спутницей предстоял путь к турбазе, а наш путь вел в сторону перевала Кумбель (2550 м), к известным наскальным рисункам.

Тропа вдоль водораздела Бельдерсая и Нурекаты была не трудной. Здесь каждый год гонят свои стада скота на летние пастбища скотоводы Газалкента, но в осенний период они уже внизу, и за несколько часов по пути нам не встретилось ни души - ни людей, ни животных. Общение в дороге с Асей приятно дополняло досуг и пополняло копилку знаний не только в общеобразовательных вопросах, но и вопросах на предмет внутреннего обустройства собеседника. Вскоре, уже повстречалась небольшая группа рисунков, среди которых можно отметить изображение «оленя». Осмотрев и запечатлев их на камеры, мы двинулись дальше. По дороге, на одном из скалистых уступов, прогретых мягким солнышком, мы устроили небольшой привал, где и отобедали скромными припасами. Далее, тропа все также поднималась немного вверх, обходя небольшие холмики, и вскоре мы подошли к основному месторасположению рисунков, где на небольшой площади, усыпанной скалистыми выходами, в некоторых местах высечены петроглифы. И среди них можно отметить один камень, с наиболее отчетливой картиной. Здесь изображена группа горных козлов, гонимых двумя собаками, а кошка (как и предполагалось), идет «сама по себе» (против основной массы). Побродив немного среди камней и найдя еще некоторые рисунки, отмечаем жалкое состояние многих из них, ввиду близости доступной тропы. Отмечаю множество местных имен, выбитых небрежно поверх многих петроглифов. И только сейчас у меня рождается версия, что основой всего этого комплекса является этот самый отчетливый и изящный рисунок (со сценой с козлами, собаками и кошкой), который и мог появиться здесь раньше остальных. А последующие художники уже со своим смыслом дополняли эту небольшую галерею. Встречаются здесь также все те же козлы, а на одном из камней изображен как бы вольер, в который помещены несколько козликов. Техника исполнения разная – «двуногое» и «четырехногое» изображение сибирских козлов.

На обратном пути мы ожидали хорошие виды, в силу скорого заката и наличия небольшой облачности. Шлось быстро, но иногда мы останавливались для оценки целесообразности фотографирования того или иного вида. Но облачка постепенно растворялись, и появлялись глубокие тени, и уже все просматриваемое русло Бельдерсая постепенно меркло. Спуск с перевала Четкумбель прошел немного не гладко. Пришлось поплутать немного, ввиду множества троп, среди которых я выбрал не очень «ходовую». Но все же спустились без приключений, и уже потом вспомнили, что хотели набрать алычу для компота, которую повстречали, когда поднимались на перевал, но, сбившись с основной тропки, прошли мимо этого дерева. Оля и Виталий встретили нас с воодушевлением - как-никак все живы и здоровы. Мы тоже радовались тому, что с ними все нормально, и теперь все были счастливы, и готовы к ужину и к вечернему костру.

В планах следующего дня у нас значились следующие мероприятия: спуск по руслу Бельдерсая, официальный визит к Григорию, проводы Виталия Борисовича и пеший переход к турбазе Чимган. После завтрака и всех процедур, связанных с бытом, и собрав свои уже не очень увесистые рюкзаки, мы отправились в путь. И уже вскоре путь наш стал не столь и простым, так как спуск по руслу Бельдерсая, от его среднего течения, в сторону туркомплекса и «канатки», не очень-то практикуется среди туристов. Здесь идти приходится по небольшой тропке, несколько раз переходящей через русло. В некоторых местах тропа довольно круто спускается или поднимается, обходя скальные и другие участки, встречающиеся на пути. Очень часто приходится пробираться сквозь густую растительность. И вспоминается, как Оля говорила, что растительность в Западном Тянь-Шаня изобилует всевозможными колющимися формациями, что сильно отличается от гор Алтая. И действительно, на всем нашем пути постоянно встречаются различного вида репейники, татарники, мордовники, ежевика, куманика, барбарис и даже колючие деревья, среди которых – боярышник. Но, преодолев все эти неприятности, тем более, что идти пришлось в сухую погоду, и воды в Бельдерсае было мало, мы вскоре вышли к бельдерсайской «канатке».

Найти домик Григория не составило особого труда, и хозяин наш радушно принял у себя. И вначале, как это водится, нас ожидал типичный восточный стол – хлеб, чай, мед, арбуз. Обстановка в «вагончике» Григория – под стать его увлечениям. На потолке - прикрепленное лыжное оборудование, в углу кухни – необходимые инструменты для ремонта горного инвентаря, газплита, стол, посуда – все в компактном расположении. И пока разговаривали о горах, туризме и приключениях, я невольно поймал себя на мысли, что все время смотрю на убранство кухни, где каждый ее уголок был заполнен всевозможными предметами, по которым можно было бы составить картину об обитателях этого дома. Я подумал, что в каждом регионе планеты, в его красивейших местах, есть свой корифей туризма, любитель природы, и Григория Трибесовского, можно смело причислить к этой категории. После трапезы Григорий пригласил нас посмотреть его фотографии в другой комнате. Здесь компактно уместились несколько кроватей в два яруса и рабочий стол, на котором находилась различная аппаратура – компьютер, DVD плэйер, усилитель. Фотографии оказались очень интересными и познавательными. Григорий часто летал на вертолете, и меня больше всего заинтересовали его снимки горных вершин с верхней точки. Было много фотографий зимнего периода, и не только нашего региона, но и других величественных гор планеты. Трибесовский увлеченно рассказывал нам о горных восхождениях, экстремальных зимних слаломах, о своей увлеченности парапланом и о многом другом. Но время неуклонно шло вперед, и нам уже нужно было идти в сторону Чимгана. Жаль, что было так мало времени на общение с горным корифеем, но все же я наметил на будущее еще раз встретиться с этим интересным человеком.

Идти несколько километров по асфальтной дороге не хотелось, и возле «канатки» мы договорились с водителем микроавтобуса, что он подвезет нас до основной дороги, ведущей к туркомплексу «Чимган». А уже на «большой дороге», поймав «попутку», Виталиий Борисович, который так любезно сопровождал нас в эти дни, распрощался с нами, и далее, мы продолжили свои приключения уже втроем. Дорога до туркомплекса не заняла много времени. И мои попутчицы изъявили желание на этот раз не ночевать в палатке, как было задумано, а найти более-менее доступное жилье на одну ночь. Поиски подходящего жилья немного затянулись, и после первого просмотра «вагончика» в «двенадцати ключах», девушки отказались от предоставленных условий. Но вскоре, я нашел вполне приличное место в соседней зоне отдыха, где за умеренную плату нам предоставили оборудованный вагончик в стороне от всей суеты. Место в действительности оказалось спокойным, с прилегающей большой территорией, где в обилии росли яблони. Подружившись с местными собаками и сбросив вещи, мы вскоре вернулись к центральной части туркомплекса «Чимган», где приютились в небольшом придорожном кафе. В этот период времени народу в Чимгане не так уж и много, и я наслаждался спокойствием и отсутствием суеты. Это было время отдыха, отдыха не только от городской стремительной жизни, но и время отдыха от уже пройденных километров. Разговоры с Асей и Олей приятно скрашивали трапезу, и я с удовольствием отвечал на все их вопросы. После ужина мы зашли в магазин и немного пополнили свои припасы. О восхождении на снежник «Аксай» и к водопаду речь уже не шла, а над Чимганом уже начали собираться облака. В вечерней программе оставались лишь необходимые действия по быту. Мы ходили по территории зоны отдыха и за нее, искали подходящие виды для фотографирования закатного Чимгана, а резвые собачки все кружили вокруг нас. И самая шустрая из них - Белка, все время была на страже, вглядываясь в железные ворота и карауля не только свою территорию, но и наше спокойствие, и уже потом, полночи мы слышали ее лай, разносящийся по округе.

Ночью прошел небольшой дождик, и уже холодным утром, выйдя на улицу, мы увидели свежий снег на верхушках «Большого Чимгана». И в этот раз приготовление завтрака, в отличие от предыдущих дней, девушки взяли в свои руки. Но окружающие факторы не играли им в этом на руку. Электрическая плитка оказалась на холоде, а рис, который я неудачно купил, оказался долгоиграющим. Поэтому молочную кашу с яблоками пришлось ждать долго, а в это время, мы посматривали на свежий снежок, что был на вершине и задавались вопросом: «А что же будет дальше?». В планах у нас было восхождение на перевал Песочный (1832 м), спуск к Гулькамсаю, осмотр водопада и «теснин», подъем к так называемому «водопроводу» и спуск по его руслу к «теснинам», затем выход к селению Янгикурган и переезд в Бричмуллу и Яккатут на попутке. И как потом уже стало ясно, погода сильно не вмешалась в наши планы. После завтрака, необходимых сборов и прощания с гостеприимным "хозяином" предоставленного жилья, мы отправились в дальнейшее путешествие.

Подъем на перевал «Песочный» не занял много времени, и уже на перевале нас встретил крепкий ветерок. Здесь открываются замечательные виды на всю долину Чимгана, с одной стороны, с другой же виднеются веерообразные скалистые хребты, с обилием арчовников. Запечатлев сии виды на свою технику, мы начали спуск к Гулькаму по песочным тропам. Вскоре уже стали появляться березки и кое-где шуметь водичка. Прошли, ступенчатообразный водопад, где, к сожалению, было очень мало воды, прошли Куйлюксай, и вскоре уже вплотную подошли к Гулькамским теснинам. На развилке оставили рюкзаки и налегке спустились к водопаду. Место это девушкам понравилось. Здесь мы увидели другую группу туристов, спускающихся по теснинам. Но наш путь шел в обход теснин, и, насладившись окрестными видами, мы продолжили свой путь. Вначале нам предстоял небольшой подъем на скалистый отрог, откуда уже немного просматривалась часть Чарвакского водохранилища, и далее траверсом, обходя небольшие речушки, мы вскоре подошли к гребню водораздела сая, образующегося «водопроводом» и собственно Гулькамом. И отсюда уже, петляя бесконечными зигзагами сквозь растительность, мы спустились в небольшой сай, где тропа шла вдоль его русла, местами переходя через него. И в одном его месте был довольно непростой порог, где пришлось скинуть рюкзаки, и помочь Асе и Оле преодолеть его, за что я получил аплодисменты от Оли. Теснины все приближались, и вскоре мы уже подошли к основному руслу Гулькамсая. И здесь уже пришлось переходить речку несколько раз, вымочив обувь и ноги. Теснины были величественны и грациозны, но вскоре они уже расступились, и на одной из полянок мы устроили отдых. Соорудив небольшой костерок и заварив горячего чая, мы принялись за обед. Это было счастливое время – время осознания от пройденного непростого участка, где мы все получили свою порцию адреналина. После отдыха мы двинулись по уже утоптанной тропе, которая вскоре превратилась в грунтовую дорогу, ведущую к селению Янгикурган.

Типичные для Западного Тянь-Шаня горные кишлаки сильно интересовали моих попутчиц, и они все время с удовольствием рассматривали окружающие достопримечательности – глиняные домики, огородики и сады, мирно пасущихся осликов и неторопливую жизнь в этих селениях. Подойдя уже к основной дороге, я увидел знакомую машину «маршруточного» типа и, подбежав ближе, остановил ее. Еле-еле впихнувшись с рюкзаками в наполненную машину, я понял, что для Оли и Аси это было как бы первым тесным знакомством с местными жителями. В машине ехали жители Бричмуллы и Яккатута и с удивлением рассматривали нас. Проехав Янгикурган и мост через Чаткал, мы подъехали уже к Бричмулле, где многие пассажиры стали выходить. А до Яккатута уже и рукой подать.

Еще предварительно, по выходе из Гулькамских теснин, я созвонился с Джурабаем, хозяином дома, куда мы и направлялись. Нас встречала хозяйка дома – Мастура. Я часто приезжаю с друзьями к этой семье, и они всегда встречают нас с восточным гостеприимством. Джурабай задерживался на работе, и мы, а в особенности девушки, робко начали осваиваться в непривычной обстановке. Это был типично восточный дом, с его внутренним двориком, отдельно стоящим топчаном с навесом и двумя отдельными домами. В одном располагались основные жилые комнаты с хозяйственными кладовыми, и к этому дому по всему его «г»-образному периметру примыкал типично восточный айван (веранда). Другой дом, более поздней постройки, состоял из двух этажей. Вход на первый был только с улицы и предназначался для домашней скотины. Второй этаж был приспособлен под кухню, и в нем было три комнаты. Внутренний огородик был небольшим, и в нем были установлены несколько ульев. Мастура, как всегда, суетилась с приготовлением и накрыванием на стол, а мы с девушками осматривали двор, и я видел их удивление. Позже пришел и сам хозяин дома – Джурубай, и мы, постепенно привыкнув друг к другу, мило беседовали за достарханом. Берег Чарвакского водохранилища находился в пяти минутах ходьбы от дома, и позже, уже в потемках, мы с Олей и Асей спустились на небольшую прогулку к берегу.

Следующий день был наполнен событиями, и после утренних процедур и завтрака мы пошли на прогулку по кишлаку Яккатут. Пройдя по небольшому мостику, что раскинулся через глубокий овраг, образовавшийся от небольшого ручья, впадающего в Чарвакское водохранилище, мы вышли на небольшую грунтовую дорогу, идущую вдоль водохранилища, но на почтительном расстоянии от берега. Яккатут расположился по соседству с Бричмуллой и как бы является ее продолжением. Иногда Яккатут называют даже «Верхней Бричмуллой». И разделяет эти два селения – река Коксу, в устье которой они и расположились. В нижней части Яккатута его жители разбили всевозможные огородики, где за умеренную плату предоставляют многим городским отдыхающим некоторые условия для отдыха, в числе которых – топчан, тенистая роща, лодки, катамаран. Всюду видны маленькие магазинчики, утроенные в своих домах, и большая половина из которых, по всей видимости, функционирует только в теплый период времени, когда здесь достаточно отдыхающих. Обилие глиняной архитектуры и бродящие по улицам ослики, приводят в восторг моих попутчиц. Люди доброжелательны и не сильно донимают нас своим вниманием. После обеда мы решили немного опробовать сентябрьской водички и пошли купаться. Вода в Чарвакском водохранилище оказалась теплой, и мы с удовольствием провели здесь некоторое время. Это был залив, образованный рекой Коксу, и над нами высился большой и красивый мост. Позагорав немного, мы все же поторопились уйти, так как в наших планах было еще посещение Бричмуллы.

Бричмулла по своим размерам заметно больше Яккатута, и это начинаешь понимать только тогда, когда попадаешь туда внутрь. Проезжая по дороге все время мимо нее, я не ощущал ее размеров. А когда мы попали уже внутрь этого селения, то я сразу же поймал себя на мысли, что здесь протекает своя обособленная жизнь, отделенная от большой дороги. В центре Бричмуллы находится небольшая площадь, в окружении нескольких магазинов, базарчика и еще кое-каких общественных зданий. Ощущение такое, что попадаешь на несколько десятилетий назад. Мужчины пенсионного возраста сидят на лавочке и обсуждают свое, в парикмахерской цирюльник занят работой, женщины хлопочут в магазинах, немногочисленные прохожие шныряют туда-сюда, и вся эта суета не столь значительна, как в городах, и имеет свой неповторимый колорит и умиротворенность. Выбрав одну из улиц, ведущих вниз к водохранилищу, мы пошли по ней, но иногда и заглядывая в соседние интересные улочки. И практически на каждом углу нас ждали свои необычные виды, своя неповторимая жизнь с ее обитателями, занятыми своими каждодневными делами. Нетрудно здесь и заблудиться, ведь многие улочки заканчиваются тупиками, и нужно запоминать, куда идешь. Выходов к берегу водохранилища несколько, и у одного из них рыбачили мужчина и мальчик. К нашему приходу мужчина как раз поймал сазана и был благодарен нам за удачу которую, по его мнению, мы ему принесли. Воды в этом году было много, обильные весенние дожди до предела наполнили чашу Чарвака, и многие прибрежные земли Бричмуллы затопило. Часто видны подтопленные деревья, некоторые строения, а в одном месте даже – футбольные ворота затопило по самую перекладину. Возвращаясь обратно, мы вышли на одну улицу, где стали участниками небольшого события. Одна семья, по-видимому, перетаскивала с одного в другое место «тандыр» (печка для приготовления лепешек и самсы). И невольно став свидетелями этого события, мы стали «снимать» сие на технику, вызвав небольшой ажиотаж среди местного населения. Нас приглашали в разные дома, но так как время было ограничено, мы поспешили к большой дороге. Но по пути все же наши взорам еще представилось многое – все та же немного кипящая жизнь в центре селения, строящийся дом с его интересными тенями, милые детки - так забавно улыбающиеся.

Ближе к вечеру мы решили немного подняться вверх от Яккатута, дабы запечатлеть закат. Но немного не рассчитали время, в то время как солнце быстро катилось к горизонту. Но, поднявшись все же по глиняному склону, усеянному колючими формациями, немного успели захватить вид Бричмуллы в свете закатного солнца. Немного спустившись вниз, мы пошли вдоль склона, обойдя весь Яккатут сверху. И уже в сумерках спустились к основной асфальтовой дороге, по которой и пошли назад в дом к Джурабаю и Мастуре. Нас ждал вкусный ужин, после которого долгое распитие чая и различные разговоры. На востоке трапеза всегда оканчивается длинными разговорами, тем более дальние путники, не так часто балующие своим присутствием эти края, всегда желанны в каждом доме этого горного селения. И это дань не только традиции, еще в какой-то мере соблюдающейся здесь, вдали от больших населенных пунктов. Это некий менталитет, характер и образ жизни людей, живущих в этих местах, переплетающийся так сильно с восточным гостеприимством. И очень не хотелось расставаться с этими удивительным миром, с его интересным этносом, с его неповторимой архитектурой, с этой красивой природой. И хотелось продолжить наше путешествие в глубь гор, туда, где человек получает не только заряд бодрости, но и мудрость, подкрепленную жизненным опытом, в который входит не только общение с природой, но и общение с человеком.

joeandex

Мордовник на Акшуране

Изображение оленя (Бельдерсайские петроглифы)
Изображение оленя
(Бельдерсайские петроглифы)

Бельдерсайские петроглифы
(первая группа)

Горный козел. Бельдерсай
Горный козел
(Бельдерсайские петроглифы)

Самая большая сцена изображающая охоту на горных козлов. Бельдерсай
Самая большая сцена изображающая охоту на горных козлов (Бельдерсай)

Бельдерсайские петроглифы

Отдельный камень с петроглифами

По-видимому - работа учеников(?). Бельдерсай
По-видимому - работа учеников(?)

Ветка яблони в Чимгане

По дороге в Чимган

Вид на Большой Чимган в районе перевала Песочный

Спуск в Гулькамские теснины

Скалы над Гулькамом

Небольшой приток Мазарсая

В кишлаке Яккатут

Ослики на футбольном поле. Яккатут
Ослики на футбольном поле (Яккатут)

Вид на селение Яккатут

Покосившийся столб. Бричмулла
Покосившийся столб

Старейшины Бричмуллы

Авицена Аксарсай Акташ Акшуран Аптека Аркутсай Арча Башкызылсай Безопасность Бельдерсай Булаксу Бухара Гулькам Горы Западный Тянь-Шань Заповедники Заратустра Испай Каранкуль Кызылсу Коксу Маршруты Мумие Водоемы Памятники природы Петроглифы Пустыни Путешествия Реки Самарканд Таваксай Ташкент Топонимы Фауна Флора Фотогалерея Фоторепортаж Хива Ходжа Ахрар Ходжикент Чавата Чарвак Чимган Шаш-Илак Экология