Orient Tracking

БРИЧМУЛЛА - ЧАВАТА - АКСАРСАЙ

600-летняя чинара в чайхане Чинор
В июле 2002 года я и мой друг В.Борисович, предприняли непростое путешествие в земли Бричмуллы. Непростое, потому что после известных событий, путешествовать близ границ с сопредельными государствами стало проблематично. Но, все же набравшись храбрости, мы поехали на разведку в эти места... Отметившись в чайхане «Чинор» фотографированием с пятисотлетней чинарой и отведав местной водички, замечаем печальное состояние петроглифов, по соседству с которыми в гордом одиночестве находится туалет... На попутном автобусе от Ходжикента добираемся до селения Бручмулло (по узб.), дорога до которого, пролегает вдоль Чарвакского водохранилища. По дороге проезжаем Юсупхану, где в последний раз видим запущенный долгострой - развалины «пирамид». На следующий год их, наконец, приведут в должный вид, и в итоге мы получим один из красивейших домов отдыха в Бостанлыкском районе Ташкентской области.

По прибытии в Бричмуллу, сразу же зашли в дом отдыха, где у моего попутчика работал старый знакомый. План был такой, чтобы переночевать у него, а заодно и расспросить про обстановку в районе. Знакомого не оказалось на месте, и пока мы его ждали, по телевизору в вестибюле транслировался один из матчей чемпионата мира по футболу. Мой попутчик иногда пробегался по комнатам и кабинетам, в поисках своего знакомого и, узнав, что в одном из кабинетов не работает компьютер, позвал меня. Компьютер оказался 386 модели и не загружался в самом начале загрузки DOS: нужна была хотя бы загрузочная дискета или «винт» от другого компьютера, чего там не оказалось, и в итоге я возвратился к просмотру телевизора. Футбольный матч оказался без участия российской сборной, поэтому я вышел на улицу посмотреть местные достопримечательности.

Бричмулла
Вид на Бричмуллу
(справа - мост через Коксу)

Отдыхающих в доме отдыха было предостаточно, и мимо меня всегда проходили то работники заведения, то сами отдыхающие. Рядом со мной на лавочке сидела девушка, и увлеченно читала книгу. Поговорили о горах, о литературе. Сказала, что приехала отдыхать вместе с сестрой. И в один из моментов, она без каких либо слов оставила меня, и удалилась в свою палату. Впоследствии, я ее увидел вместе с сестрой в компании крепкого парня, похоже, что работника этого заведения. Недалеко от корпуса, где мы оставили рюкзаки, находился бассейн, в котором плескалась уйма народу. Пройдя мимо бассейна, я вышел за пределы территории дома отдыха, и направился к ближайшему строящемуся дому. Мужик, что копошился возле дома со сварочным аппаратом, не обращал на меня никакого внимания. Здесь можно было наблюдать необычный способ строительства домов: фундамент возвышался над уровнем земли приблизительно на полтора метра и был сложен из природного, плоского камня, ровно уложенного в ряд. Спросил этого мужчину: почему так делают фундамент, на что он произнес что-то не понятное. И тогда не выясняя подробности, я тихонько удалился назад в дом отдыха.

Мой попутчик встретил другого своего знакомого, и мы отправились к нему домой, который находился сразу же за оградой зоны отдыха. Прилегающая к дому территория оказалась просторной. Здесь был большой огород, осматриванием которого, мы и занялись. В тени одного из дерева, перекусив немного, мы решили оставить увесистые рюкзаки здесь, и прогуляться налегке вверх по реке Чаткал. Чаткал является одной из полноводных и наиболее протяженных, среди рек питающих Чарвакское водохранилище. Истоки этой реки находятся далеко за пределами Босталыкского района - в районе Сары-Челекского заповедника (Киргизтан). По дороге, узнаю от приятеля, что можно успеть до вечера сходить в сай Чукуроксу или Худайдодсай, где по его сведениям есть красивые водопады. А можно пойти на пещерную палеолитическую стоянку Обирахмат, в окрестностях сая Пальтау.

Вначале, наш путь пролегал по асфальтированной дороге вдоль фруктовых садов и, в районе моста через Чаткал, мы свернули на грунтовую дорогу, ведущую вдоль реки. Через некоторое время показался пограничный пост, хотя до границы было еще около восьми километров. Начались затяжные переговоры, в результате которых, узнаем, что на Чукуроксу и Худайдодсай нас вообще не пустят, и что там находятся еще два поста. Еле-еле уговариваем пропустить на пару часов в Пальтау. Стали потихоньку подниматься на небольшой склон, и вскоре вышли на каменистую тропу, вдоль сая Пальтау. По дороге встречаем местных жителей, несущих на собственном горбу тяжелые ноши - груды плоских камней. А затем, проходим и мимо места добычи этих камней, где усердно работают несколько человек. Вот оказывается, откуда камни плоской формы, для кладки фундаментов в поселке.

Пещера Обирахмат

Через некоторое время, мы уже на всемирно известной, пещерной палеолитической стоянке Обирахмат. Стоянка представляет собой небольшую площадку, где и находится сама пещера, спуститься в которую без репшнуров не представляется возможным. Возле пещеры видны следы многочисленных раскопок: груды грунта, осколки древней керамики, консервные банки и пустые пластиковые бутылки. Рядом находится водопад, довольно высокий и немноговодный, образуя небольшой ручей. Начинаем поиски другого входа в пещеру и, натыкаемся на двух местных пастухов, отдыхающих в тени деревьев. Собака, что лежала возле них, оказалась не только массивной, но и умной: не гавкнув на нас, что в горах бывает довольно редко, она своим взглядом пристально изучала нас. А мы узнаем у пастухов точное месторасположение другого входа в пещеру. Он оказался неподалеку от первого, но находился не на ровной площадке, а на склоне горы. В пещере, первые метров десять пути проходили с небольшим наклоном вниз, а затем пещера резко принимала вид колодца, и спуститься без оборудования, тоже было не возможным. Позже, нам стало известно, что в этом году сюда приезжал американский археолог и производил раскопки, нанимая местных жителей.

Святое место в Бричмулле

Возвращались по тому же пути, отметились у пограничников и вышли на асфальт. По дороге в Бричмуллу спустились в святое место - местный мазар (кладбище), которое оказалось очень живописным местом. Здесь находился небольшой ручей, старенький глинобитный домик и деревянная веранда. Рядом произрастало очень большое дерево, возраст которого, по-видимому, был более ста лет... Вечерело, а наш первый знакомый так и не появился. Решили позвонить в соседний поселок Яккатут, где у моего попутчика тоже были старые друзья, с кем он раньше здесь работал. Договорились, что нас встретят на Коксуйском мосту. Прощаемся с гостеприимными хозяевами, временно приютившими нас и наши рюкзаки, и направляемся по дороге в сторону п. Яккатут. Чувствуя, что не успеваем, начинаем голосовать проезжающим не часто машинам, но никто не останавливается. Идем уже в темноте, по дороге предлагаю заночевать прямо на траве у дороги. Но нас ждут, и поэтому этот вариант не принимается. Наконец, подходим к мосту, и к нам навстречу выходит молодой человек, который нас уже давно ждет. Окольными путями, через огороды и соседние дворы, пробираемся к его дому. Нас встречает его семья, начинается застолье, знакомства, разговоры, но время неумолимо идет вперед, а завтра многим на работу. Решаем с моим попутчиком, что на следующий день идем в урочище Чавата не по реке Коксу, а по старой дороге вдоль хребта начинающейся прямо от селения Яккатут. Затем поднимемся на перевал Келинчак, а оттуда спустимся в п. Нанай вдоль Аксарсая. И если будет возможность, то заскочим и в Наувалисай, хотя последнее, как оказалось впоследствии, так и не получилось. На ночь укладываемся на топчане. Хозяева любезно предложили нам мягкие курпачи, хотя у нас были с собой спальники.

Мятная поляна (лаванда)

На следующее утро, после необходимых процедур, собираемся в дорогу. Прощаемся с новыми друзьями, и в полной боеготовности отправляемся в путь. А любопытные соседи с удовольствием рассматривают нас - видать не часто теперь уже, бывают здесь туристы, с большими рюкзаками. Вначале поднимаемся вдоль грунтовой дороги в самом поселке, а когда последний домик остается позади, начинается довольно засушливая и безводная местность. Кое-где в большом количестве пасутся козы, перебирающиеся по довольно крутым склонам. Постепенно начинаются появляться признаки среднего пояса гор: арчовники, скалы и более низкая температура. Неожиданно в небе появляются хищные птицы, кружа над нами, и быстро исчезают за горой. Мой попутчик делает более интересный снимок. На привал останавливаемся в небольшой лесистой рощице, что возле ручья, образованного мелкой струйкой воды стекающей со скалы. Во время обеда, к нам присоединяется проезжавший мимо на ослике старик. Довольствуется только чаем. Расспрашивает: кто, откуда и куда. Подсказывает дорогу, тем более что троп здесь стало больше. Далее, наш путь пролегает сквозь сады, а мимо нас иногда проезжают на осликах груженные сеном местные жители. Вскоре выходим на небольшой перевал, с которого видна река Коксу и урочище Чавата с несколькими домиками. Спуск оказался довольно затяжным. По дороге встречаем большую группу молодых людей, занятых сенокосом.

Пейзаж на Келинчаксае
Вдоль Келинчаксая

В урочище Чавата, останавливаемся возле фруктового сада и небольшого ручья. Начинаются вечерние приготовления. Позже к нам присоединяются двое местных жителей – лесничий этого района и пасечник. Застолье оказалось продолжительным. Успели поговорить казалось бы о всем: о туризме, о жизни в горах и городской суете, о сегодняшних проблемах и былых временах, и самое главное – о завтрашнем нашем пути на перевал Келинчак.
На следующее утро, простившись с Чаватинцами, отправляемся в путь. Тропа ведет вдоль пересохшего каменистого русла Келинчаксая. Вдалеке уже видны скалы
Тысячелетняя Арча
Пскемского хребта, а чуть ниже них - большая поляна и серия гротов. На обеденный перерыв останавливаемся в одном из таких гротов причудливой формы, где до нас тоже останавливались, по всей видимости - чабаны. Обследуя местность, приблизился к огромной пещере или гроту. Но подойти поближе не оставалось времени – в планах на сегодняшний день было еще поднятие на перевал и поиск места на ночевку. Путь на перевал Келинчак оказался трудным из-за того, что мы сбились тропы и пошли напролом -"прямо в гору", местами по «сыпучке». Но это все окупилось тем, что я увидел. Такой огромной АРЧИ, мне не приходилось видеть никогда: из одного корня, выходило три громадных ствола. Если учесть, что годовой прирост колец горного можжевельника, тоньше папирусной бумаги, то возраст этого экземпляра должен превысить тысячу лет. Но, может быть я и ошибаюсь. На следующий год, местный лесник сообщил мне, что эта арча погибла, но может быть, он имел в виду другой экземпляр. Во всяком случае, надеюсь, вскоре сам все увижу.

Поляна в верховьях Келинчака

Наконец выходим на перевал, и пытаемся понять, куда нам спускаться, а может быть просто - заночевать на перевале. Так как мы сбились с тропы, то было трудно сориентироваться, тем более что перевалов на самом деле два – Западный Келинчак и Восточный Келинчак. А мы, по всей видимости, находились на ложном Келинчаке. В сторону Аксарсая не было видимой тропы, и поэтому решили спуститься в небольшой сай- Кульчангал, который устьем подходит к Чарвакскому водохранилищу и разделяет поселки Богустан и Нанай. Спуск с перевала оказался, еще труднее, нежели подъем. Недавно прошедший дождь, подмочил тропу, местами невидную из-за высокой травы. На крутых зигзагах, часто падаем, обжигая руки ферулой. Смеркается, а ровной площадки для ночевки не находится. На некоторое время потеряли друг друга из виду. Наконец, находим более-менее приличное место – небольшой террасированный сад, в котором и останавливаемся на ночь. Приготовить горячий ужин не остается сил и воды; довольствуемся небольшим перекусом. Всю ночь ежился с бок на бок – площадка оказалась не совсем ровной.

Аксарсай

На другое утро слышатся голоса местных жителей – идет пора сенокоса. Собираемся в путь, и спускаемся вдоль безводного Кульчангалсая. По дороге то тут, то там встречаем множество народу – все на полевых работах. Проходим сквозь сады и поляны, но чистой воды все так и не встречаем. В самом низу, остановились у небольшой скальной гряды, с которой стекает невероятно чистая и прохладная вода. Проходя мимо поселка Нанай, зашли в один из домов. Хотели купить немного кислого молока. Женщина принесли козье кислое молоко и лепешки. Такое вкусное молоко, мне еще не приходилось пить. Дети изучали нас своим взглядом, а мужчина надевал сапоги на портянки, отдавая некоторые распоряжения своей жене. Скорее всего, он собирался в горы на сенокос. Деньги, они не хотели брать, поэтому мы просто оставили их на лавочке и, попрощавшись, отправились в сторону Аксарсая. Приблизительно к полудню, уже шли сквозь ореховые рощи Аксарсая. Выбрав место для стоянки, решили здесь остаться на пару дней. Аксарсай сам по себе широкий, и перепрыгнуть по камням через него, практически не возможно. Не вдалеке от нашей стоянки оказался полу-самодельный водопад. Видны были также огороды, раскинувшиеся на противоположном склоне. Я отправился на прогулку, собирая по дороге чабрец, который в этих местах произрастал в больших количествах.

Треугольники Аксарсая

На следующий день мы по очереди предприняли небольшие походы вверх по течению Аксарсая. Судя по карте, в среднем течении Аксарсая, должна была быть пещера. Пока я фотографировал местные пейзажи, меня обогнали две женщины и молодой парень. А когда я пошел вслед за ними, то нашел платок, скорее всего оброненный одной из женщин. Взяв его, я надеялся встретить их еще. По дороге часто встречаются пасеки, но не такие как в горах Чимгана или Кызылсу. Здесь они без присмотра, как бы оставленные в полудиком состоянии. Вскоре появляется левый приток АксарсаяБикулисай. Рядом небольшой домик и мостик к огородам и пасеке. Слышаться женские голоса, подхожу ближе и отдаю молодому человеку потерянную косынку. Дальше, мой путь пролегал по самому Аксарсаю. Дойдя до предполагаемого местонахождения пещеры, начинаю ее поиск – не приведший к результату. Решаю идти дальше, и дохожу до места, где Аксарсай собирается в одном месте из трех рукавов, а впереди – зона снежников, видная отсюда вполне отчетливо. По дороге назад подкрепляюсь ежевикой растущей возле воды, и в одном из таких мест, меня догоняет, еле отдышавшись, мужик, а с ним молодой парень с ружьем через плечо. Мужик говорит: «ну ты и быстро ходишь, мы за тобой уже давно идем». Просит предъявить документы, говорит что он – местный инспектор. Убедившись, что я с Ташкентской пропиской, отдает мне паспорт, и говорит, что он должен меня отвести в местное отделение милиции, до выяснения обстоятельств. Но по каким-то причинам он не будет этого делать, а говорит: «Мы тебя не видели, ты нас не видел»... Придя на место привала, я отпускаю своего приятеля на прогулку, а сам начинаю заниматься приготовлениями на вечер и осматриванием близлежащих пейзажей. Через некоторое время возвращается мой путник, а я решил сходить в поселок Нанай на поиски магазина, чтобы купить чего-нибудь. В центральной части поселка, находилось несколько магазинов, зайдя в один из которых, разговорился с продавщицей. Спросил, как у них живется, и чем занимаются люди. Возвращаясь назад, в который раз видел множество народа, плескавшегося в устье Аксарсая: здесь были и городские с автомашинами у берега, и местные девчонки, купающиеся прямо в платьях – восток дело тонкое... Вечером, на ужин, к нам присоединился один дед - хозяин ближайшего огорода. Он поинтересовался, какие травы я собирал, дал несколько советов. У него, сыновья уехали в Россию на заработки. Сам в основном занимается огородом. Приглашал осенью к себе, на сбор орехов... На следующий день решили ехать домой, т.к. на Наувалисай не оставалось сил и средств. Как ни печально, но наше путешествие подошло к концу. Рано утром, следующего дня, отправляемся на остановку в поселок, и на такси доезжаем до Газалкента. Таксист оказался родственником директора предприятия, на котором в свое время работал мой попутчик, и дорога оказалась заполненной разговорами о предприятии, которое в нынешние времена практически не работает...

joeandex

Авицена Аксарсай Акташ Акшуран Аптека Аркутсай Арча Башкызылсай Безопасность Бельдерсай Булаксу Бухара Гулькам Горы Западный Тянь-Шань Заповедники Заратустра Испай Каранкуль Кызылсу Коксу Маршруты Мумие Водоемы Памятники природы Петроглифы Пустыни Путешествия Реки Самарканд Таваксай Ташкент Топонимы Фауна Флора Фотогалерея Фоторепортаж Хива Ходжа Ахрар Ходжикент Чавата Чарвак Чимган Шаш-Илак Экология